Как отмечается в докладе ведомства, в регионе все еще не решены проблема утилизации мусора, а также вопрос его вывоза непосредственно из района озера. Хотя уже открыты три из четырех новых полигонов, они до сих пор не функционируют. На их создание из госбюджета было потрачено 232,2 млн. рублей, указывают аудиторы. При этом в Иркутской области и Республики Бурятия нет ни одного предприятия по переработке твердых коммунальных отходов, в связи с чем возрастает риск появления несанкционированных свалок на территории заповедной зоны.
Неудовлетворительны, согласно выводам СП, результаты работы чиновников по устранению негативного влияния отходов с Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). В период с 2013 года по 2016 год на эти цели из бюджета было выделено почти 3 млрд. рублей, впоследствии эти деньги были возвращены в полном объеме за исключением 131 млн. рублей, потраченных на разработку плана по утилизации отходов с БЦБК, который реализовать невозможно.
Как заявил депутат Госдумы от Иркутской области, член межфракционной группы «Байкал» Николай Николаев, комментируя ситуацию, причиной неисполнения Федеральной целевой программы в части ликвидации отходов БЦБК стал изначально неправильный выбор проектного решения рекультивации.
По его словам, параллельно с утилизацией отходов необходимо проводить рекультивацию промплощадки бывшего комбината.
Не менее сложной является ситуация и с очисткой от нефтепродуктов вод реки Селенги — одной из крупнейших рек, впадающих в Байкал. В 2012-2018 годах на эти задачи было выделено 1,3 млрд. рублей, однако, как свидетельствуют данные Росприроднадзора, превышение допустимой нормы по нефтепродуктам в речных водах остается восьмикратным. Кроме того, в образцах воздуха, взятых на берегу реки, были выявлены чрезвычайно опасные для здоровья микроэлементы.
«Несмотря на то, что за 2015-2017 гг. и 9 месяцев 2018 г. государственные заказчики Программы израсходовали на ее реализацию 8,4 млрд. рублей, экологическая обстановка в районе озера Байкал не только не улучшилась, но продолжает ухудшаться, что создает риски недостижения целей ФЦП», — говорится в тексте официального сообщения.
В частности, в Счетной палате обратили внимание на то, что из девяти показателей ФЦП в 2015 году не были достигнуты шесть, а в 2017 году — четыре, в то время как два показателя были выполнены за счет их изменения под ожидаемые. Причиной подобного положения дел в Счетной палате назвали несоблюдение сроков ввода в эксплуатацию объектов ФЦП.
В апреле сообщалось, что Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» будет продлена до 2026 года.
Глава региона Сергей Левченко тогда отмечал необходимость корректировки федерального законодательства, особенно в части обязательного прохождения экологической экспертизы любого объекта, планируемого к строительству на Байкальской природной территории.
Байкал — самое глубокое озеро на планете. Это крупнейший природный резервуар пресной воды. Водоем входит в число известнейших достопримечательностей России и мира. В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1999 году был принят федеральный закон, регулирующий порядок экологической охраны Байкала.