«Век» публикует обращение гендиректора Балтийского завода. Ниже приведен текст открытого письма.
Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Балтийский завод, единственный в России, способный строить корабли и суда практически всех типов, в том числе с ядерными энергетическими установками, находится в критическом положении. Строительство первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции из-за недальновидной политики заказчика - концерна «Росэнергоатом» - оказалось под угрозой срыва. Заказчик почти два года не оплачивает выполненные работы и задолженность перед Балтийским заводом достигла более миллиарда рублей. Отсутствие средств привело к приостановке поставки материалов и комплектующих, оплаты работ контрагентов, авансирования и оплаты конструкторских работ, работ по изготовлению оборудования и систем с длительными сроками изготовления. Увеличивается задолженность за энергоносители, начиная с 2011 года начались задержки выплаты заработной платы.
Все это приводит к оттоку специалистов, утрате уникальных технологий при строительстве судов с ядерными энергетическими установками, которые удалось восстановить в настоящее время. Балтийский завод является единственным в мире предприятием, способным производить ледоколы самого различного класса, доказательством чему являются ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург», успешно работающие в системе народно-хозяйственного комплекса страны.
В многотысячном коллективе Балтийского завода зреет социальная напряженность. Попытки руководства завода добиться от федеральных чиновников разрешения ситуации не дали результата. Мы вынуждены обратиться лично к Вам, как к главе Правительства Российской Федерации и лидеру «Общероссийского народного фронта», чтобы не допустить социального взрыва на предприятии. Наш коллектив готов работать на развитие отечественной промышленности с полной отдачей. Все, чего требуют люди – это восстановления справедливости.
Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, ускорить решение вопроса по обеспечению нормальной загрузки завода. Различные министерства и ведомства, отвечающие за организацию и обеспечение заказов на судостроительные верфи страны, не выполняют свои обязательства. Например, конкурс на строительство дизельного ледокола мощностью 25 МВт переносится уже на протяжении двух лет, несмотря на то, что этот ледокол включен в Федеральную целевую программу, утвержденную Правительством РФ. В 2010 году конкурс все же состоялся, но итоги конкурса были отменены. Аналогичная ситуация и с конкурсом по атомному ледоколу, который не объявляется уже на протяжении трех лет. Между тем, тяжелая ледовая ситуация как на Крайнем Севере, так и в Финском заливе отчетливо показала, что без мощного ледокольного флота России просто не выжить. И нам, балтийцам, очень бы хотелось, чтобы Вы напомнили некоторым своим подчиненным слова, которые произнесли на борту ледокола «Санкт-Петербург» после его торжественного пуска в эксплуатацию на ОАО «Балтийский завод» о том, что в России будет особое внимание уделяться неукоснительному выполнению Федеральной целевой программы по судостроению, рассчитанной до 2020 года. К сожалению, без подобных напоминаний преодолеть бюрократическую волокиту и социальный взрыв на предприятии уже не представляется возможным. Приглашаем Вас посетить наше предприятие, чтобы на месте убедиться в его кадровом и производственном потенциале и настрое коллектива на труд во благо Отечества.
С уважением,
А.Б.Фомичев,
генеральный директор ОАО «Балтийский завод»
ОАО Судостроительный завод «Северная верфь»
А.В.Горбачев,
Заместитель председателя первичной профсоюзной организации ОАО «Балтийский завод»
В военных кругах открытое письмо поддержали, военные эксперты твердо уверены, что благосостояние Балтийского завода всецело влияет на весь оборонно- промышленный комплекс России.
«Требования представителей Балтийского завода абсолютно законны, более того, защита интересов Балтийского завода отвечает защите интересов РФ в целом», – заявил «Веку» военный эксперт, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Эксперт приводит конкретные примеры сбоев в работе судостроительного предприятия.
«Совсем недавно стало известно, что два учебных корабля Балтийского флота, базирующиеся в Кронштадте - «Смоленский», и еще один, направляются для капитального ремонта в Болгарию, хотя Балтийский завод на расстоянии нескольких часов перехода из Кронштадта, где они могли пройти капитальный ремонт. Сегодня Балтийский завод простаивает, в то время как у нас закупаются французские корабли «Мистраль», которые строятся на европейских верфях и стоимость этих заказов 2 млрд. евро. Они должны были заказать корабли у Балтийского завода», - рассказал «Веку» Сивков.
Военный аналитик выразил свою поддержку трудовому коллективу Балтийского завода и предложил предпринять радикальные меры к тому, что обеспечить завод заказами.
«Эта ситуация угрожает безопасности России, поскольку переход на иностранные системы вооружения приведет к утрате российского суверенитета в сфере военно-технической политики, это приведет к утрате Россией тех позиций, которые она имеет в сфере торговли оружием, потому что если мы не закупаем оружие у своих производителей, кто будет его покупать за рубежом? Все это разрушает оборонно-промышленный комплекс и технологическую базу и приводит к социальной напряженности в тех городах, которые направлены на обеспечение оборонно-промышленного комплекса страны», - пояснил в беседе с «Веком» Константин Сивков.
Не остались безучастными к судьбе судостроительного титана России и политические деятели.
«Открытое письмо – это уже, по всей видимости, крик души людей, доведенных до отчаяния», - прокомментировал «Веку» ситуацию вокруг Балтийского завода депутат Госдумы РФ Вадим Соловьев.
«Балтийский завод – это одно из ведущих наших предприятий и сколько средств было вложено в его развитие, реконструкцию. Всем было известно, что они выпускают суда самого различного класса, и не было практически такого уровня, которой они не способны были выполнить. Балтийский завод – это один из флагманов нашего судостроения и если уж такие предприятия сегодня не нужны, то о чем вообще можно говорить? – вопрошает депутат.
По словам Вадима Соловьева, «от слов и громких заявлений о модернизации нужно, наконец, перейти к конкретным делам, конкретным решениям и спасать наше производство».
«Вообще, мы все прекрасно знаем, как у нас происходит хозяйствование в стране, - рассказал «Веку» еще один депутат Госдумы РФ, член Совета по внешней и оборонной политике и Совета по национальной стратегии Илья Пономарев*. - Балтийский завод - один из поставщиков, в частности, кораблестроения, и вообще тяжелого оборудования. А сейчас, как известно, у нас Минобороны тяготеет к тому, чтобы заказывать все это за рубежом. Если чиновники у нас рапортуют о том, что они то или иное предприятие поддержали, то идет поддержка владельца предприятия, если он друг большого чиновника, а не по той причине, что продукция этого предприятия нужна экономике».
Член Совета по национальной стратегии уверен, что пока сам подход к промышленности не изменится, в России постоянно будут возникать подобные ситуации, как с Балтийским заводом.