«Балтика» сдула последнюю пену с сибирского актива

Пивоваренный холдинг продает свой красноярский завод – бывшую знаменитую «Пикру». Вероятность того, что предприятие сможет сохранить профиль, крайне низка.

«Пикра» является одним из старейших предприятий Красноярска. Создана была в начале 90-х на базе городского пивзавода, который, в свою очередь, основали еще в 19-м веке. Производила целую линейку пива различных сортов, безалкогольные напитки и энергетики. На пике развития компания имела свою сеть магазинов, именной кинотеатр, городской парк в аренде, а также проводила ежегодный День пива, который стал в Красноярске практически официальным праздником. Наконец, она формировала четверть всех доходов городского бюджета. Долгое время «Пикра» успешно конкурировала с крупными международными холдингами, которые начали осваивать российский рынок. Но в начале 2000-х неизбежное все-таки случилось: красноярское предприятие было поглощено «Балтикой». Еще 10 лет компания спокойно работала под новой вывеской, а потом начались проблемы. Законодательные изменения, финансовые кризисы и изменение расклада игроков на рынке привело к тому, что на «Пикре» значительно снизились объемы производства. 2014 год компания отработала только на треть своих мощностей. А весной 2015 года производство было полностью остановлено.

Красноярск потерял несколько сот рабочих мест, а край – свыше 2 млрд. рублей налогов. Руководство региона пыталось исправить ситуацию. Тогдашний губернатор Виктор Толоконский рассказывал, что готовность возобновить производства на красноярском пивоваренном заводе выразил инвестор – некая российская компания. «Мы сейчас работаем, чтобы производство было возобновлено в этом году. Обсуждаются конкретные детали. Думаю, производство будет восстановлено. Может быть, не в тех объемах, как было 4–5 лет назад, поскольку есть общая тенденция сокращения потребления пива в России», - заявил губернатор. Однако это заявление, как и многое из того, что обещал Толоконский, так и осталось пустыми словами.

По словам специалистов, особенностью пивного рынка является то, что сейчас на нем крупные компании страдают от конкуренции со стороны мелких производителей, которые буквально «размыли» долю монополистов своей продукцией. В Красноярском крае этот процесс начался в 2007 году после официального запрета игорного бизнеса на региональном уровне. Связь между этими событиями очень простая. Краевой центр был буквально усеян павильонами с игровыми автоматами. Оказавшись вне закона, их владельцы довольно быстро переориентировались и переоборудовали свои «точки» под пиво. Тем более, что порог вхождения в этот бизнес был крайне низкий. Сейчас мэрия взяла курс на сокращение торговых павильонов, считая их анахронизмом. И пивные магазины перемещаются на первые этажи жилых домов. Не будет преувеличением сказать, что в каждой новостройке сейчас по две-три пивные точки. Давно замечено, что в только что сданных микрорайонах нет школ, детсадов и поликлиник. Зато моментально и во множестве появляются пивные магазины и парикмахерские. Ассортимент представлен десятками сортов. Их поставляют мелкие частные пивоварни – красноярские, хакасские, алтайские, количество которых подсчету не поддается. Конкурировать с таким «розливным» крупным холдингам сейчас абсолютно нереально.

Реклама на веке

Сейчас, кстати, в Госдуме обсуждается возможность того, чтобы обязать розницу, торгующую слабоалкогольными напитками, передавать данные о своих продажах единой государственной системе учета алкоголя – ЕГАИС, что может сократить число мелких игроков на рынке и привести к росту цен. И есть мнение, что инициативу эту через «своих» депутатов проталкивают именно крупные пивоваренные компании. Как бы то ни было, «Пикре» это уже не поможет. «Балтика» заявила, что продает производственные площади в Красноярске (а также такой же завод в Челябинске).

«С 30 апреля 2015 года обе площадки не осуществляют операционную деятельность. Таким образом, в текущий момент «Балтика-Пикра» и «Балтика-Челябинск» являются непрофильными активами для компании и выставляются на продажу. Решение о продаже позволит нам улучшить показатели рабочего капитала компании и сохранить устойчивость бизнеса в современных условиях рынка. В соответствии с договором о продаже данного объекта в Красноярске эксклюзивным брокером назначена компания Knight Frank St Petersburg, она займется поиском потенциальных покупателей. Проведена оценка площадок. В настоящее время агентство занимается поиском потенциальных покупателей. Информация о предложениях от потенциальных покупателей является коммерческой тайной», - заявила «Веку» управляющая по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Сибирь компании Анастасия Малетина.

«Не могу комментировать ситуацию, поскольку я 15 лет вне бизнеса, а высказывать эмоции и домыслы - не мой стиль», - ответила на вопрос «Века» бывшая владелица и основательница «Пикры» Евгения Кузнецова.

Стоит признать, что вероятность того, что площадку «Пикры» купят с сохранением производственного профиля, мала, учитывая вышесказанное о ситуации на рынке. Зато с большей долей уверенности можно предположить, что ею заинтересуются девелоперы. После сдачи в 2015 году нового моста через Енисей в Красноярске они все более пристально присматриваются к этому району города. Также его престиж значительно вырос после прошедшей в марте Универсиады. За последние несколько лет в ходе подготовки к ней правый берег Красноярска был серьезно благоустроен.

Реклама на веке
США намерены бороться с влиянием РФ в Венесуэле и Европе Зачем бровисту штангенциркуль?