Ключевым аспектом экономической части ассоциации является соглашение о зоне свободной торговли Украины и ЕС, которое предполагает обнуление импортных пошлин. Но Украина также является членом зоны свободной торговли СНГ. По мнению Брюсселя, эти зоны полностью совместимы, в то время как Россия опасается: снятие торговых барьеров приведет к тому, что в Таможенный союз хлынут дешевые европейские товары под видом украинских.
О намерении ввести защитные меры Россия заявляла еще при правлении Януковича, который отказался подписывать документ об ассоциации с ЕС. По словам российского федерального чиновника, участвующего в переговорах, в настоящее время РФ придерживается той же позиции. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, заявил, что меры могут быть введены сразу после того, как начнется реализация соглашения.
Для введения ограничений на импорт из Украины России необходима поддержка других стран - участниц Таможенного союза, то есть Белоруссии и Казахстана. Однако сделать это пока не удалось - хотя на заседании совета Евразийской экономической комиссии Россия и предложила партнерам принять общую резолюцию о новом режиме для украинских товаров, однако инициатива была отвергнута, сообщают "Известия" со ссылкой на чиновника, участвовавшего в переговорах. В связи с тем, что Казахстан и Белоруссия отказались ввести санкции, Россия теперь, согласно правилами ТС, имеет право действовать в одностороннем порядке.
О том, что Россия может самостоятельно ввести меры в отношении Украины, без "решения на троих", заявлял и первый вице-премьер Игорь Шувалов, но на каких основаниях это будет сделано, он не сообщил.
Согласно нормам договора о зоне свободной торговли СНГ Россия может отменить предоставленные ранее Украине льготы в том случае, если импорт из нее начнет представлять угрозу для российской экономики. В данной ситуации вместо нулевой пошлины будет использоваться установленный правилами ВТО единый таможенный тариф. Из-за этого уже к началу осени ввозные пошлины для украинских товаров могут вырасти до 7,1%.
О том, что Белоруссия отказалась поддержать резолюцию, сообщил представитель правительства страны. Как отметил вице-премьер Белоруссии Сергей Румас, Минск выступил резко против. Принятое решение в Белоруссии объяснили тем, что пока невозможно оценить угрозу экономике Таможенного союза. Связаться с представителем правительства Казахстана не удалось.
В аппарате правительства России с пониманием отнеслись к решению казахских и белорусских партнеров. По мнению российских властей, у Минска и Астаны были причины для отказа в резолюции. В частности, Белоруссия с Украиной имеет протяженную границу в 600 км, которую технически сложно закрыть. Казахстан же находится в стадии присоединения к ВТО, и ухудшение отношений с Украиной для республики нецелесообразно, отмечают аналитики.
В том случае, если Белоруссия не поднимет пошлины и не закроет границу, украинские экспортеры обязательно попытаются наладить ввоз товаров в Россию через ее территорию, признает федеральный чиновник. Впрочем, между таможенными службами стран - членов ТС налажено информационное взаимодействие, и в том случае, если в Казахстане или в Белоруссии произойдет значительный рост по какой-то товарной позиции, в Федеральной таможенной службе России об этом сразу узнают. Нормативная база позволяет в таких случаях защищать рынок и от поставок из стран - участниц Таможенного союза, указывает он: «Хотя, конечно, этого лучше избежать».
В Минпромторге пояснили, что после того как между Украиной и ЕС начнут действовать нулевые пошлины, некоторые категории товаров, завезенных на Украину из Европы, будут переправляться на территорию РФ с минимальными изменениями.
О том, что Россия будет вынуждена принять меры по защите своей экономики, в начале июня заявил президент РФ Владимир Путин. При этом он подчеркнул: Россия будет вынуждена "перейти на обыкновенные международные практики использования режима страны наибольшего благоприятствования в торговле", что для Украины будет "тяжелым испытанием".
На долю Украины в российском экспорте приходится 4,5-6%, однако товарная структура диверсифицирована сильнее, чем во все прочие страны вместе взятые. Полностью перенаправить в другие страны те несырьевые товары, которые в настоящее время идут на Украину, не представляется возможным. Как подсчитали эксперты, в лучшем случае найти покупателей удастся на 40-45% товаров, что лишит Россию почти $6 млрд (около 1,1% от общего объема экспорта РФ).
Россия - основное направление украинского экспорта: в 2013 году на ее долю пришлось 24% поставок, второе место - у Турции (всего 6%). Перенаправить удастся не более 15% товарных потоков, выпадающая экспортная выручка в первый год может составить до $15 млрд.
Как показал мониторинг центра интеграционных исследований Евроазиатского банка развития, в 2011-2013 годах российские компании уже сократили инвестиции в активы на Украине. Подписанное Киевом соглашение с ЕС еще сильнее усложняет ситуацию: от Украины потребуется переход на технические стандарты и нормы Евросоюза, что станет дополнительным сдерживающим фактором для прямых инвестиций из России. По мнению экспертов, шоковый сценарий разрыва отношений обойдется Украине в $33 млрд, что вдвое больше, чем пакет помощи МВФ, который страна должна получить в течение этого и следующего года.
Напомним, что 27 июня президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС и свободной торговле, которое вступит в силу после того как его ратифицируют парламенты Украины и Евросоюза. При этом до ухода Верховной Рады на каникулы осталась всего неделя - срок слишком маленький, признает Порошенко. На эту неделю намечены экспертные консультации России, Украины и Евросоюза.