В документе, одобренном накануне федеральным правительством, содержатся изменения оборонной стратегии Германии, обусловленные глобальными изменениями, имевшими место в последние 10 лет. Прежняя редакция документа была утверждена в 2006 году. Тогда Берлин рассматривал Москву как одного из ключевых партнеров, а об угрозе террористической организации «Исламское государство»* не шла даже речь. За истекший период также разгорелись сирийский, ливийский и украинский кризисы, а также начался неконтролируемый наплыв мигрантов в Европу, отмечается в доктрине.
По мнению немецкого правительства, если Россия в скором времени принципиально не пересмотрит свою политику, то она быстро превратится в масштабную угрозу для европейской безопасности. Вместе с тем, в документе говорится о том, что стратегической задачей Североатлантического альянса должно оставаться сотрудничество с РФ на стратегическом уровне. Однако на ближайший период Берлин считает целесообразной двойную тактику отношений с Москвой. С одной стороны, Германия намерена поучаствовать в действиях по сдерживанию потенциальной агрессии РФ, с другой, немецкая сторона готова к возобновлению полноценного диалога.
Аналитики Die Zeit констатируют, в отношении России акценты ФРГ принципиально изменились – в прежней доктрине ей отводилось место одного из основных партнеров. В новой редакции ситуацию в вопросах безопасности в Европе в целом Германия расценивает как непредсказуемую и стремительно изменяющуюся. В этой ситуации Берлин обвиняет Москву в демонстративных намерениях пересмотреть в своих интересах установленный в Европе порядок. Тем не менее, федеральные власти по-прежнему считают оправданным партнерство с Россией по взаимовыгодным направлениям.
Основным автором «Белой книги», ключевой главой которой является оборонная стратегия, стала руководитель немецкого Минобороны Урсула фон дер Ляйен. Представляя доктрину, она также очертила видение Берлином сотрудничества в Европе после «брекзита». По мнению министра, в обновленном европейском сообществе ведущими партнерами должны стать Франция и Германия. Однако предварительно они проконсультируются с другими странами ЕС относительно их желания присоединиться к новым оборонным проектам.