Бишкек пошел на обострение отношений с Астаной

1915
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев за неделю до инаугурации нового главы государства денонсировал целый ряд соглашений с Казахстаном. В частности, Бишкек отказался от $100 млн.

Уходящий киргизский лидер Алмазбек Атамбаев в одностороннем порядке аннулировал шесть межгосударственных договоров, подписанных ранее с Казахстаном. В заявлении пресс-службы Атамбаева, который спустя неделю покинет президентский пост, указывается, что Бишкек вышел из договора о развитии двустороннего партнерства в формате экономической интеграции в евразийском пространстве. Кроме того, Киргизия отказалась от исполнения протокола о техническом взаимодействии. Этот документ в конце минувшего года Атамбаев и казахский президент Нурсултан Назарбаев завизировали в Санкт-Петербурге.

Также Бишкек вышел из протокола, в соответствии с которым Астана должна была оказать государству помощь на сумму $100 млн, взамен проконтролировав ее расходование. Теперь киргизское внешнеполитическое ведомство проинформирует Казахстан о прекращении выполнения договоров.

Как ожидается, рокировка на должности президента в Киргизии состоится на следующей неделе. Эту должность займет победитель октябрьских выборов Соронбай Жээнбеков. Победа последнего привела к резкому охлаждению отношений Бишкека с Астаной. Проигравший президент выразил недовольство действиями казахских властей, которые в преддверии выборов приняли главу оппозиционеров Омурбека Бабанова. Позицию Казахстана он расценил как попытку повлиять на результаты выборов.

Реклама на веке

Также действующий президент Киргизии раскритиковал руководство соседнего государства за лояльное отношение к экс-руководителю республики Курманбеку Бакиеву. Последний скрывается в Казахстане от правоохранительных органов Киргизии, и позволяет себе организовывать резонансные праздничные мероприятия. Также Атамбаев проигнорировал саммит СНГ в Сочи, который состоялся в октябре.

Ответным шагом Астаны стало ужесточение правил пропуска товаров через межгосударственную границу. Товарооборот между республиками резко снизился, после чего киргизский президент обвинил власти Казахстана в желании отрезать его страну от остальных государств Евразийского экономического сообщества. Тем не менее, прекращать членство в нем Киргизия не планирует.

Реклама на веке
68% россиян приветствовали формирование «Команды Путина» Как защитить свой бизнес: системы видеонаблюдения

Летать становится опаснее? Ученые объясняют рост авиакатастроф в 2025 году

185
Летать становится опаснее? Ученые объясняют рост авиакатастроф в 2025 году
Фото: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-14809289/Is-flying-getting-dangerous-Scientists.html
В 2025 году число жертв авиакатастроф резко выросло. Ученые объясняют, почему это не значит, что летать стало опаснее. Разбираем статистику и причины трагедий.

2025 год начался с череды трагических авиационных происшествий, унесших жизни сотен людей. По данным экспертов, за первые шесть месяцев года в авиакатастрофах погибло 460 человек, что почти вдвое превышает среднегодовой показатель последнего десятилетия. Однако специалисты утверждают: несмотря на тревожную статистику, полеты не стали опаснее.

Череда катастроф: что произошло?

13 июня самолет Boeing 787 авиакомпании Air India, выполнявший рейс из Ахмадабада в Гатвик, рухнул на жилой район через несколько минут после взлета. Погибли все 260 человек на борту, кроме одного. Эта авария стала одной из самых масштабных после крушения Malaysia Airlines MH17 в 2014 году.

Реклама на веке

Ранее, в начале года, столкновение лайнера American Airlines с военным вертолетом над Вашингтоном унесло жизни 67 человек. В марте еще 13 погибли при крушении у острова Руатан. Подобные инциденты привлекли внимание мировых СМИ, породив вопрос: действительно ли авиаперелеты стали рискованнее?

Статистика против восприятия

Ян-Арвед Рихтер, основатель консалтинговой компании Jacdec, отмечает, что среднее число жертв авиакатастроф за год составляет около 284 человек. Таким образом, 2025-й уже превысил этот показатель, хотя прошла только половина года.

Однако эксперты призывают не делать поспешных выводов. Доктор Саймон Беннетт, специалист по гражданской безопасности из Университета Лестера, поясняет: «Безопасность полетов имеет волнообразную динамику. Если рассматривать короткий период, может показаться, что ситуация ухудшается, но в долгосрочной перспективе авиация становится только безопаснее».

Действительно, 2023 год стал одним из самых благополучных в истории: ни одной смертельной аварии с участием коммерческих авиалайнеров. А по данным Управления по расследованию авиационных происшествий Великобритании, уровень аварийности продолжает снижаться.

Почему происходят катастрофы?

Хотя расследование крушения Air India еще продолжается, эксперты выделяют несколько возможных причин:

1. Экстремальные погодные условия. В день катастрофы температура в Ахмадабаде достигала 37°C, что снижало подъемную силу самолета.

2. Ошибки экипажа. По предварительным данным, шасси и закрылки были убраны на высоте всего 600 футов, что могло привести к резкой потере высоты.

3. Технические сбои. Одновременный отказ двух двигателей маловероятен, но не исключен.

Доктор Сэмми Диасинос, аэродинамик из Университета Маккуори, отмечает: «Boeing 787 способен лететь даже с одним работающим двигателем. Для такой аварии должны были совпасть несколько критических факторов».

Вывод: стоит ли бояться летать?

Несмотря на трагические события, статистика подтверждает: авиация остается самым безопасным видом транспорта. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет примерно 1 на 11 миллионов, тогда как в ДТП — 1 на 5 тысяч.

«Люди склонны переоценивать риски авиаперелетов, — говорит Беннетт. — Вы в большей безопасности на высоте пяти миль, чем у себя дома. Но убедить в этом общественность крайне сложно».

Эксперты уверены: нынешний всплеск аварийности — временное явление, а технологии и стандарты безопасности продолжают совершенствоваться. Главное — не поддаваться панике и доверять данным, а не эмоциям.

Реклама на веке
Оливковое масло под вопросом: как полезный продукт может способствовать ожирению
Реклама на веке
Реклама на веке