С начала нынешнего года почти 220 российских предприятий получили статус резидентов территорий опережающего развития, которые созданы в моногородах. Условия работы на таких территориях предусматривают ряд льгот. В экономическом ведомстве полагают, что преференции себя оправдывают – за без малого четыре года функционирования территорий инвесторы вложили в новые производственные мощности в моногородах 43 млрд рублей, что позволило обеспечить рабочими местами 20 тыс. граждан. Налоги, уплаченные резидентами в 2018 году, достигли 3,3 млрд рублей, сообщают «Известия».
Стремительная регистрация компаний в моногородах началась в нынешнем году – с 1 января на территориях опережающего развития стало на 219 резидентов больше, в общей сложности – 500 предприятий. В Минэкономразвития полагают, что отечественный бизнес осознал преимущества работы в специальных зонах. Кроме того, многие из территорий были созданы за последние три года, и активно начали наполняться резидентами сразу после запуска.
В общей сложности в стране функционирует 86 специальных зон в моногородах. Их резиденты не платят имущественный и земельный налоги, и на 5 лет после начала работы освобождаются от уплаты доли налога на прибыль, идущей в федеральную казну. Ставка налога на прибыль в местный бюджет составляет 5% в первый год работы, затем – 10%, что, соответственно, в 4 и 2 раза ниже стандартной ставки. Еще больше снижены размеры страховых отчислений – они составляют 7,6% вместо 30% в других регионах. Больше всего компаний зарегистрировались на специальных экономических территориях в Новокузнецке, Набережных Челнах, а также Тольятти. А вот лидерами по количеству созданных рабочих мест стали резиденты ТОРов в Татарстане, Самаре и Башкирии.
В то же время, по оценке руководителя «Опоры России» Александра Калинина, выгоды от существования ТОРов для страны не очевидны, в отличие от компаний, которые привлекают низкие налоговые ставки. А замглавы группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова считает, что реальную эффективность территорий можно высчитать, отняв от показателей прибыльности резидентов суммы, вложенные в создание самих ТОРов. Если на оправдание бюджетных инвестиций уходит более 5 лет, инструмент не достаточно эффективен.