Если в 2015 году стремление тратить деньги по минимуму ощущали 55% жителей страны, в последующие годы их число находилось в пределах 61-67%, а теперь она достигла 71%, в то время как противоположной точки зрения придерживаются лишь 19%.
Одновременно по сравнению с прошлым годом несколько больше стала доля тех, кто считает хорошей идеей отнести сбережения в банк – с 46% до 48%. Любопытно, что одновременно стала популярнее и точка зрения, что деньги из банков необходимо забирать – 32% по сравнению с 31% в прошлом году. Подобное стало возможным за счет снижения числа тех, кто затруднился с ответом.
В сентябре сообщалось, что потребительские настроения россиян по-прежнему остаются в зоне пессимизма: они чувствуют, что инфляция растет быстрее ожиданий, покупают меньше и выбирают более дешевые товары. Выросло число тех, кто не видит изменений в своем финансовом положении.
54% участников опроса заявили, что их финансовое положение остается неизменным. В первом квартале таковых было 52%. При этом в апреле-июне ухудшение своего материального положения констатировали 33% респондентов, а улучшение – только 12%. В январе-марте таковых было 34% и 13% соответственно. Эксперты «PwC» отмечают, россияне пытаются приобретать как можно меньше товаров, и отдают предпочтение наиболее дешевым аналогам. При этом несколько уменьшилось негативное отношение граждан к крупным приобретениям.
Также в прошлом году сообщалось о том, что число россиян, вынужденных экономить, увеличилось по всем статьям расходов. На первом месте — путешествия (+17%), на втором — еда (+7%). Третью строчку по масштабам экономии заняли расходы на одежду и обувь.
Ранее аналитики отмечали, что россияне с тревогой воспринимают положение дел в экономике государства, и пытаются минимизировать и оптимизировать свои траты. Выяснилось, что доля наиболее экономически активных граждан возрастом 18-55 лет, которые стараются экономить и приобретать более дешевые товары, растет. Наименее склонны россияне экономить на товарах длительного пользования – выбирать более дешевую электронику для дома стали 3% респондентов. Тех, кто экономит на сладостях и безалкогольных напитках, стало больше на 4%, на бензине – 5%, на парфюмерии и интернете – по 3%, на развлечениях и медикаментах – на 2% в каждой категории.