Между тем, накануне следователи в рамках возбужденного уголовного дела по факту аварии теплохода, приведшей к человеческим жертвам, задержали генерального директора ООО «АргоРечТур» (фирмы-арендатора судна) Светлану Инякину и старшего инспектора камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, а СК РФ возбудил дело против капитанов судов, не спасших пассажиров «Булгарии».
Как сообщили поздно вечером во вторник РИА «Новости» в управлении информации МЧС России, число жертв трагедии в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана, где 10 июля затонул теплоход «Булгария», возросло до 97 человек. «В настоящее время общее число погибших составляет 97 человек», - сказал собеседник агентства.
Между тем, в рамках дела об аварии теплохода «Булгария» во вторник были задержаны гендиректор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина и старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Об этом 12 июля сообщила «Лента.Ру» со ссылкой на информацию, размещенную на сайте Следственного комитета РФ.
Компания «АргоРечТур» являлась субарендатором «Булгарии», именно эта фирма организовала круиз, во время которого теплоход затонул. «АргоРечТур» арендовала теплоход у ООО «Бриз», которое, в свою очередь, взяло судно в аренду у Камского речного пароходства. Примечательно, что компания «АргоРечТур» организовывала круизы, не имея на это лицензии.
Инякину и Ивашова планируется заключить под арест. Им предъявят обвинения в оказании небезопасных услуг, повлекших смерть двух и более лиц.
В этот же день, 12 июля, СК РФ, как отмечает РБК, возбудил уголовное дело в отношении капитанов судов «Арбат» и «Дунайский-66», которые не подняли на борт пассажиров тонущего теплохода «Булгария». Как сообщили в следственном комитете, действия капитанов подпадают под статью 270 УК РФ («Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие»).
Согласно рапорту капитана буксира «Дунайский-66», опубликованному в газете «Известия», этот корабль оказался на месте трагедии уже после того, как «Булгария» затонула: судно «не подавало сигналов бедствия и на поверхности не виднелось».
По словам капитана, «Дунайский-66» проходил пункт Сюкеево в 14:30 мск с составом из двух груженых барж, при этом в 500-600 метрах за кромкой судового хода были видны спасательные плоты. Людей на поверхности якобы не оказалось. Начальник судна отметил, что буксиру «для расформирования грузового состава и подхода к месту нахождения спасательных плотиков требовалось более одного часа».
Навстречу «Дунайскому-66» следовал теплоход «Арабелла», которому до места аварии оставалось идти не более 15 минут. Капитан этого судна отказался от помощи буксира из-за «длительного времени подхода теплохода «Дунайский-66» к плотикам.
Согласно рассказам очевидцев крушения «Булгарии», в момент затопления теплохода неподалеку от места трагедии находились два больших судна, причем, ближе был именно «Дунайский-66». Как отмечает РБК, этот буксир 3 года назад близ Казани потопил резиновую лодку вместе с ее владельцем. Капитан судна тогда утверждал, что мужчина дремал в лодке и не слышал сигналов теплохода.
Напомним, что статья Уголовного кодекса о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие предусматривает крупный штраф или 2 года лишения свободы.
Между тем, глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев выразил мнение, что капитаны и члены экипажа судов, проходящие мимо «Булгарии», могли не заметить, что теплоход терпит бедствие. Он заявил, что ответственность должен нести собственник судна, не установивший на него оборудование, необходимое для обнаружения терпящих бедствие кораблей.
«Я не так глубоко знаю правила, касающиеся того, обязан ли оказывать помощь капитан судна, заметивший кораблекрушение. Но есть негласные, неписаные законы. Я предположу, что если бы они реально видели, они бы остановились. Я не могу представить, что они проплывали мимо, снимали все происходящее на мобильный телефон и не остановились. Я здесь вижу попытку опять переложить ответственность на капитанов корабля либо на погибших», - сказал Сергей Шишкарев.
В понедельник о том, что проявивших пренебрежение к жизням людей капитанов будет ждать наказание, сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин. По его словам, в воскресенье во время крушения «Булгарии» в этом районе Куйбышевского водохранилища проходили два судна, причем, одно из них – морского типа.
Также глава Минтранса РФ сообщил, что члены госкомиссии, созданной в связи с крушением «Булгарии», приняли решение приостановить эксплуатацию трех судов, схожих с затонувшим теплоходом, отмечает РБК.
Капитан судна «Арабелла» Роман Лизалин, вместе с командой спасший 79 терпящих бедствие пассажиров тонущей «Булгарии», в свою очередь, заявил накануне в эфире телеканала «Вести 24», что «сначала мы не могли установить масштаб катастрофы».
«Мое судно двигалось в этом же направлении – в направлении Казани. В эфире по УКВ мы услышали неполную информацию по поводу того, что какие-то суда обнаружили в воде людей. По поводу количества людей информации тоже не было. Было подозрение на то, что перевернута либо лодка, либо какой-то небольшой катер. Но когда мы подошли к месту трагедии, мы обнаружили страшную картину, масштабы которой оказались совершенно другими».
Капитан Лизалин также отметил: сигнал бедствия был настолько неустойчивый, что сначала было трудно разобраться: то ли какие-то суда говорили между собой, то ли это был береговой диспетчер, сообщают «Вести.Ру».
«Поэтому мы не смогли сначала установить масштаб катастрофы. И узнали мы об этом, только когда подошли к плотикам, где сидели люди, которые подавали сигнал бедствии», - рассказал капитан «Арабеллы».
«Первым, кто нам попался, это был человек, на котором был надет спасательный круг. И я по трансляции у него спросил: «Что случилось, кто затонул?» Как оказалось позже, когда мы его подняли на борт, это оказался старший помощник капитана этого судна. Вот он как раз и сообщил нам, что затонула «Булгария». И вот тогда весь масштаб мы осознали целиком», - отметил Роман Лизалин.
Тем временем, как отмечает NEWSru.com, СМИ и блоггеры выяснили интересные подробности о личности владельца затонувшего теплохода «Булгария». Это миллионер Михаил Антонов, член «Единой России», владелец 99,9% акций ООО «Камская судоходная компания».
Газета «Коммерсант» выяснила, что арендатором «Булгарии» является ООО «Бриз», учредителем которого также является председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» Михаил Антонов. Накануне следователи провели выемки документов в помещениях собственника судна и его арендатора.
ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» зарегистрировано в 1993 году. 53% акций принадлежит пароходчику Михаилу Антонову (владеет через Antonov Group - F.Z.E., зарегистрированную в ОАЭ). 32,13% от уставного капитала принадлежит государству. Стоимость чистых активов оценивается в 55,36 млн. рублей, пишет издание.
Источники газеты, знакомые с ситуацией, также утверждают, что якобы арендатор судна – «Бриз» является структурой, близкой к КРП, а экипаж «Булгарии» работал в этом ООО.
ООО «Бриз" зарегистрировано в Перми по улице Ленина, 72б. Уставный капитал - 10 тыс. руб. Гендиректором ООО, по данным "Интерфакса", является Валерий Незнакин. По данным Единого госреестра юридических лиц, 100% долей в ООО «Бриз» принадлежит председателю совета директоров КРП Михаилу Антонову, отмечается в публикации.
Между тем, известный актер Станислав Садальский, отмечает NEWSru.com, в своем блоге подлил масла в огонь, написав, что знатный «единоросс» уже сбежал в Лондон, и прокуратура завтра объявит его в розыск. В посте также опубликованы фотографии других «посудин», принадлежащих Камскому пароходству.
Гендиректор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» Валерий Незнакин опроверг сообщения о том, что владелец компании Михаил Антонов бежал за рубеж. «Это вранье. Его там не было и нет», - заявил он «Интерфаксу» во вторник.
Незнакин подчеркнул, что руководству «Камского речного пароходства» незачем бежать. «В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность», - подчеркнул он, пояснив, что у «Камского речного пароходства» был заключен с арендатором теплохода «Булгария» так называемый «договор голым бортом», а это означает, что судно было передано фрахтователю без экипажа.