Если «отойти подальше» и посмотреть на всю картину, со всеми действующими лицами, мягко говоря, возникает несколько вопросов к планировщикам и застройщикам. В числе первых и важных – вопрос об интеграции этого жилого гиганта на пять тысяч жителей в городскую среду. С первого же взгляда (даже непрофессионального) видно, что план этот – некая стандартная наработка (курсовая студента архитектурного института), топорно адаптированная к конкретной местности. Его трафарет просто положили на карту так, чтобы две дорожки (въезд и выезд) примыкали к периметру. Выезд из будущего ЖК на Ильинское или Новорижское шоссе возможен только через микрорайон Южный –ул. Заводская – не рассчитана на подобную нагрузку и уже сейчас не справляется с транспортным потоком. Границы плана ЖК подтесали так, чтобы втиснуться в существующую застройку промзоны. Всё! Больше никаких мыслей о комфорте будущих жильцов и хлопот с созданием и модернизацией инфраструктуры нет. Потом, когда дело будет сделано, и выживание в новом жилом комплексе будет делом «счастливых» новосёлов.
Вероятно, такой подход к строительству – это и есть рецепт успеха компании «Гранель», которой принадлежит кусок вышеупомянутой промзоны. Многие эксперты рынка искренне удивляются, как застройщик из Башкирии, пусть и с долгой историей, за короткое время оказался в числе лидеров столичного строительного рынка, но секрет, возможно, и не секрет вовсе. Мы видим, что застройщик «куёт деньги, не отходя от кассы»: скупает низкорентабельную землю, прикидывает к ней один из шаблонных планов, а затем штампует дома-близнецы. Таким образом, затрат на планировку и разработку архитектурных моделей нет. Инфраструктура используется существующая. «Гранель» просто строит квадратные метры и запихивает их, куда и как получится. Вот и новый жилой комплекс «уплотнит» соседей, как новый пуховик запиханный руками и ногами в переполненный шкаф.
На плане будущего ЖК обозначены школа и два детских сада. Очевидно, что эти учреждения, если и будут построены, станут подкидышами – их сбагрят на бюджет города или области. В Красногорске уже есть пример застройщика, который рисовал на планах садики и парковки, но не построил ни то, ни другое. Это – «Изумрудные холмы». С компании сейчас пытаются спросить долги по обещаниям, но сделать уже ничего невозможно. Свободной земли не осталось, вся застроена.
Если же ориентироваться на существующие социальные и инфраструктурные объекты, то до них будущим обитателям нового ЖК – «семь вёрст – не крюк». Посмотрите на карту, найдите ближайшие остановки общественного транспорта, ближайшую поликлинику.
Не план, а угроза
Оценивая планы по застройке Красногорска, невольно приходишь к выводу, что власти города строят не светлое будущее, а сразу его закат. Даже архитектор-недоучка, взглянув на перегруженные транспортом загазованные улицы Красногорска давно уже пришёл бы к выводу: что-то здесь не так. Недавно этот город был гордостью Московской области и желанным местом для проживания. Купить квартиру в Красногорске мечтали даже москвичи. Теперь же он превратился в бетонное гетто: несколько многоэтажных жилых районов разросшихся вширь и ввысь, теснят друг друга и не позволяют своим обитателям жить комфортно. Интернет-сайты Красногорска, Московской области и столицы уже не раз освещали сложившуюся плачевную ситуацию.
Важно отметить, что хаотичная массовая застройка в последние годы велась с ориентиром на эксплуатацию инфраструктуры города, созданной около 30 лет назад, когда автомобиль ещё был роскошью для россиян, дороги, хоть узкие и неровные, но были свободными, а на придомовых парковках многоподъездных девятиэтажек всегда были места. Сегодня эта инфраструктура, очевидно, не справляется с возложенными на неё обязанностями, она с дрожью в коленях почти круглосуточно держит на себе транспортные заторы, в которых (по понятным причинам) нет преимущества ни у автомобилей неотложных служб, ни у общественного транспорта, ни у властей города. Хотя, последние вряд ли здесь появляются. Они, скорее всего, руководят городом, как в компьютерной игре: «Чтобы заработать миллиард, вам надо построить ещё один жилой комплекс» – строим, зарабатываем, проходим очередной уровень. Только в этой игре, почему-то не предусмотрено улучшение дорожной и социальной инфраструктур. Поликлиники, школьные, дошкольные, спортивные учреждения, парки, дворы с достаточным количеством машиномест – это забота не сегодняшнего дня и не наша. Так, по-видимому, думают власти Красногорска и застройщики.