Аналитики отмечают, что для того, чтобы достичь максимального уровня прозрачности институтов Европы, нужно продолжить курс на ужесточение законов, касающихся лоббирования, что, в свою очередь, затронет и компании из России, которые занимаются защитой своих интересов в Брюсселе.
Так, уже со следующего месяца члены Европейской комиссии обязательно должны будут разгласить информацию относительно всех своих контактов с бизнесом, а также с профессиональными лоббистами. Введение обязательной отчетности является первым шагом в провозглашенной 19 ноября новым председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером «Инициативы о прозрачности».
В дальнейшем планируется распространение системы регистрации контактов с лоббистами по отношению ко всем чиновникам, которые состоят при еврокомиссарах, и главам гендирекций Европейской комиссии, отвечающим за направления деятельности Евросоюза. Кроме того, до конца 2016 года Европейскому парламенту предстоит осуществить разработку законодательной базы, которая бы регулировала лоббистские практики.
Лоббирование, как институт, начало активно развиваться в Европейском союзе в 90-х, после передачи государствами-участниками все большего количества полномочий Брюсселю. Некоммерческая организация Corporate Europe Observatory, издавна занимающаяся вопросами, связанными с жестким контролем за лоббистской деятельностью в Европейском союзе, отмечает, что на сегодняшний момент соотношение еврочиновников и лоббистов составляет 31 000 к 30 000, и добавляет, что сильнее на законодателей давят только в США, однако в отличие от этой страны, Европа совершенно не обладает каким-либо законодательством, регулирующим лоббизм.
Согласно оценке Corporate Europe Observatory, около 75% законов и инициатив принимаются под воздействием заинтересованных лиц. Это не значит, что корпорации заставляют политиков принимать «нужные» решения, но они могут, к примеру, предоставлять законодателям весомые аргументы при обсуждении законов, от которых зависит их коммерческая деятельность.