Кабинет министров не стал одобрять национальный проект в области здравоохранения, одним из основных пунктов которого называлось увеличение расходов федерального бюджета на оказание помощи онкобольным.
В состав указанного национального проекта, к слову, вошли сразу восемь федеральных проектов. Пять из них носят исключительно медицинский характер, еще один автор посвятили организации национальных медицинских центров, два последних относятся к развитию экспорта медицинских услуг и цифровым технологиям в медицине. Самые большие расходы, в соответствии с этим документом, должны были быть выделены на развитие системы помощи гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями. Вплоть до 2024 года планировалось выделить на эти цели почти триллион рублей (982 миллиарда). Как отмечается в документе, такие меры, по прогнозам экспертов, должны привести к снижению показателей смертности от рака до 185 летальных случаев на каждые 100 000 человек, вместо нынешних 200.
Бюджетирование будет, улучшения – нет
Отмечается также, что основные расходы на эти целы не были включены в состав национального проекта и, как и прежде, будут выполняться через субсидирование программы обязательного медицинского страхования из федерального бюджета.
Невзирая на все эти факты, в Кабинете министров поддерживать национальный проект отказались, не одобрив, ни предложенный проект, ни описанные в нем подходы.
В числе прочих мер, которые предусматривались национальным проектом, называется и развертывание по всей территории страны обширной сети учреждений, которые специализировались бы на лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы. Кроме того, предполагалось и расширение охвата диспансеризацией порядка 90% населения страны, вместе с восстановлением в сельской местности сети ФАПов (Фельдшерско-акушерских пунктов). Главный же акцент авторы решили сделать на повышении профессиональной квалификации медицинского персонала и врачей. Даже обучение их предлагали организовать дистанционно – через специально разработанный для этого портал. Всего планировалось, что обучение пройдут порядка 1 880 000 медицинских сестер и врачей.
Самой же легко реализуемой частью национального проекта можно было бы назвать повышение уровня цифровизации действующей системы здравоохранения. Под этим термином подразумевалось создание единой сети информационного обслуживания пациентов, в которую было бы включено большинство медучреждений. Кроме того, существовали планы по переходу на электронную форму рецептов и всего медицинского документооборота.
Нам снова надо экономить
К слову, удивляться такому решению правительства не к месту. Особенно, если принимать во внимание его судорожные попытки отыскать еще больше новых источников для пополнения бюджета, а никак не для его истощения. Тут уж, как говорится, «денег нет», действительно нет.
Следует напомнить, что накануне был опубликован текст проекта под названием «Основные направления бюджетной политики», который был разработан Министерством финансов и направлен на рассмотрение Государственной думы. В этом документа, в числе прочего, предполагается сокращение расходов бюджета на здравоохранение в следующем году. Всего на здоровье россиян в 2019 году правительство предлагает выделить 459 500 000 000 рублей, вместо 479 700 000 000 в нынешнем году. Хотя уже в 2020 и 2021 годах эту статью расходов обещают увеличить, вот только до этих пор нужно еще как-то дожить.
Не менее странным отказ правительства поддержать проект выглядит и на фоне того, что еще весной в послании президента Федеральному собранию было озвучено поручение по реализации общенациональной программе борьбы с онкологией. Президент призывал подключить к ее реализации представителей фармацевтической отрасли и науки, чтобы в рамках этой программы каждый гражданин страны получил возможность ежегодно проходить диспансеризацию. Впрочем, сообщения о проведении диспансеризации среди граждан приходят изо всех регионов страны, вот только дальше этой контрольной меры дело, похоже, не дойдет.