В среднем каждая вторая заявка на получение кредита, поданная россиянами, остается без удовлетворения, что на 11% меньше, нежели год назад, подсчитали эксперты Объединенного кредитного бюро. В документе, который имеется в распоряжении «Известий», отмечается, что в январе-марте нынешнего года жители страны направили в финучреждения свыше 31 млн обращений о выделении займов, что в целом соответствует показателю 2017 года. Но доля отказов сократилась с 60% до 49%, или до 15,3 млн обращений вместо 19 млн за аналогичный период прошлого года.
Как следствие, подтверждают в Национальном рейтинговом агентстве, увеличилась закредитованность физлиц – россияне должны кредиторам 13,5 трлн рублей, что на 26% больше, чем годом ранее. Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко говорит, на протяжении последних лет банки в среднем одобряют от 30% до 50% ходатайств о выделении займов. Столь жесткая селекция позволила повысить качество кредитного портфеля, сократив долю займов, которые с высокой долей вероятности возвращены не будут.
В Банке России констатируют, за 5 месяцев нынешнего года доля просроченных кредитов снизилась до 6,3% от общего портфеля, а сумма плохих долгов – на 2,9%. Ващенко добавляет, резервы кредиторов на потери по проблемным кредитам стабильно находятся на отметке 1 трлн рублей. На фоне падения процентных ставок займы подешевели, и обращаться за ними россияне стали чаще. По данным Ващенко, причиной отказа в выделении кредитов, как правило, является либо негативная кредитная история заявителя, либо наличие у него непогашенных займов на крупную сумму, например, ипотечного кредита и потребительского займа. В таком случае отказ последует даже при наличии высокого подтвержденного дохода.
Руководитель проекта по финансовой грамотности «Финшок» Ольга Дайнеко полагает, процент отклоненных заявок по кредитам упал, поскольку проблемные должники, уже получившие серию отказов, на какое-то время сосредоточились на расчетах по старым займам и улучшении кредитной истории. Поэтому ресурс для дальнейшего уменьшения доли неудовлетворенных заявок не просматривается.