Центробанк может получить полномочия самостоятельно санировать банки без привлечения АСВ. Соответствующие поправки к закону о Банке России уже поддержали Минфин и МЭР. За Агентством оставят функцию страхования вкладов и банки, ранее полученные на оздоровление. Пока, как известно, оздоровлением кредитных организаций занимается АСВ, предоставляющее кредиты проблемным банкам.
Центробанк разработал законопроект, в соответствии с которым регулятор планирует учредить ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (УК ФКБС), которое и займется санацией банков. Руководитель УК будет назначаться председателем ЦБ, а совет директоров – советом директоров ЦБ. Предполагается, что Фонд будет формироваться за счет отчислений из средств Центробанка, вся прибыль от деятельности УК будет поступать также в ЦБ.
В ходе оздоровления регулятор получит право за счет средств Фонда покупать акции (доли) оздоравливаемых кредитных организаций, предоставлять субординированные кредиты (депозиты, облигационные займы), предоставлять банковские гарантии санируемым банкам и банкам-санаторам, продавать или передавать в доверительное управление акции (доли) санируемых банков. Предполагается, что управляющая компания будет привлекаться к оценке финансового состояния банков для проведения санации, она также будет выступать в качестве временной администрации по управлению санируемыми банками.
Прежде чем озвучить новую программу санации, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, как говорят, подстраховалась поддержкой президента РФ Владимира Путина. Она заявила, что Банк России готов принять на себя большую ответственность за результативность санаций, выступив не только в качестве основного источника финансирования, но и в качестве основного организатора данного процесса. После того, как глава государства наложил положительную резолюцию на письмо Набиуллиной, прохождение документа через кабмин, по сути, стало делом техники. Правда, финансовое и экономическое ведомства отметили необходимость еще раз обсудить детали законопроекта. Заключительные решения пока не приняты, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. «Концепция того, что это будет акционерная санация (при которой ЦБ входит в капитал санируемых банков через специальный фонд, но не через долговые бумаги), уже не обсуждается, понятно, что это будет», - отметил он.
Санация сегодня становится все более дорогой процедурой, особенно учитывая дефицитный бюджет. «Нужно, чтобы некоторые функции были на аутсорсинге, к тому же АСВ уже и так находится в достаточной зависимости от ЦБ, чтобы свои решения ЦБ мог реализовывать через АСВ», - приводит слова своего источника в отрасли портал Банки.ру. По подсчетам Минфина, на 1 июля общая задолженность АСВ перед Банком России достигла 1,068 трлн. рублей – вернуть удалось лишь 315,9 млрд.
По оценке ведомства, прямое участие ЦБ в санации позволит снизить издержки, связанные с финансовым оздоровлением банков на 30%, и изыскивать дополнительные возможности экономии средств господдержки. Очевидно, ЦБ и правительство вновь принимают меры по охлаждению рынка.
Недавно стало известно, что Минфин выступил против пролонгации субординированных кредитов, выданных ВЭБом банкам в кризисные 2008-2009 годы. Хотя изначально финансовое ведомство поддерживало идею продления сроков, однако теперь изменило мнение, сообщают «Ведомости».
В указанные годы банки совокупно получили суборды на 900 млрд. рублей: Сбербанк получил 500 млрд. рублей от Центробанка, остальным кредитным организациям 404 млрд. рублей предоставил ВЭБ – эти средства кредитор получил из ФНБ. Решение Минфина ударит по некоторым заемщикам, большая часть которых должна была рассчитаться с ВЭБом в 2019 году. Кредиты были выданы 17 банкам – наиболее крупные ссуды получил ВТБ (200 млрд. рублей), РСХБ (25 млрд.), Газпромбанк (95 млрд.) и Альфа-банк (40 млрд.).
В Минфине говорят, что средства ФНБ могут пригодиться бюджету уже в следующем году – это такая же «подушка безопасности», как резервный фонд. Согласно бюджетным проектировкам, уже в 2017 году Минфин планировал взять из ФНБ 783 млрд. рублей, 883 млрд. - в 2018 году и 87 млрд. рублей - в 2019 году. В ФНБ на 1 августа было 4,842 трлн. рублей, из которых более 1,5 трлн. рублей размещено в ВЭБе и других проектах. С учетом планов по финансированию дефицита в нем останется всего 500 млрд. рублей свободных средств к 2019 году.
Примечательно, что ВТБ, РСХБ и Газпромбанк уже облегчили себе жизнь, конвертировав кредиты в привилегированные акции. Частные банки, однако, не пошли на этот шаг, хотя фактически получили бы в акционеры государство, говорят эксперты. За 5 лет до погашения суборды начинают ежегодно (по 20% в год) исключаться из капитала банка для расчета норматива. Пролонгация помогла бы избежать этого.
Больше всего в переносе сроков заинтересован «Русский Стандарт», который должен ВЭБу 5 млрд. рублей и в данный момент нуждается в капитале, говорит аналитик Moody’s Александр Проклов. По словам эксперта, в прошлом году РС уже нарушил ковенанты по МСФО и проводил реструктуризацию долгов, а затем принял участие в программе докапитализации через ОФЗ. Кроме того, банку пришлось договариваться с держателями двух выпусков субординированных евробондов – на $350 млн. с погашением в 2020 году и на $200 млн. с погашением в 2024 году. В РС запрос «Века» по поводу пролонгации кризисных депозитов оставили без комментариев. По всей видимости, банкиры ждут окончательного решения ВЭБа, который сейчас решает судьбу субордов.
«По моему мнению, особых проблем с возвращением кредитов государству в лице ВЭБа быть не должно, так как почти вся первая десятка банков - получателей, сейчас имеет госструктуры в составе акционеров или крупные корпорации такие, как «Газпром», «Татнефть», «Открытие», - пояснил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Возможно, поэтому Минфин и решил не продлевать срок возврата субординированных кредитов. В случае чего, этим кредитным организациям помогут. Немного особняком стоят лишь Альфа банк и банк «Русский Стандарт», которые, на мой взгляд, можно характеризовать как принадлежащие более узкому, частному кругу акционеров.
По данным ЦБ (по РСБУ), банк «Русский Стандарт» получил чистый убыток в 1-м полугодии текущего года в размере 6,9 млрд. рублей против чистой прибыли на 1-е января 2016 года равной 16,5 млрд. рублей. Я полагаю, что такой результат мог быть обусловлен повышением норм резервирования. Его негативное влияние действовало в 1-м квартале. Срок погашения субординированного кредита для «Русского Стандарта» наступает лишь в конце 2019 года. Времени еще достаточно, да и сумма в 5 млрд. не выглядит критичной», - говорит экономист.
«У «Русского Стандарта», как и у всей банковской системы, ситуация сейчас действительно непростая, - заявил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - И решение Минфина, конечно, восторга вызывать у них не может. Я полагаю, что пролонгации кредитов по линии ВЭБа все же не будет или она будет в очень ограниченном объеме, но это связано, прежде всего, с проблемами самого ВЭБа. А банки постараются перекредитоваться у ЦБ. Кому и в каких объемах это удастся сделать – сейчас трудно прогнозировать, но думаю, что посыпать голову пеплом пока рано. Маневр у банков еще есть, и будем надеяться, до банкротств дело не дойдет».
Свои убытки «Русский Стандарт» объясняет размером резервов, которые пришлось сформировать. Сейчас размер резервов, досоздаваемых по старому портфелю, сокращается, приводят «Ведомости» слова представителя банка. Если бы не это, РС остался бы в плюсе: например, портфель ценных бумаг принес банку 1,7 млрд. рублей прибыли во втором квартале. На балансе банка евробонды, которые он формировал в период сокращения кредитного портфеля для хеджирования валютных и процентных рисков (у банка существенная доля депозитов в валюте).
Очевидно, вскоре Центробанк изменит правила игры и в процессе «лечения» проблемных банков, в ходе которого расходуются сотни миллиардов бюджетных рублей и тратятся существенные административные госресурсы. ЦБ наряду с АСВ и без того был вынужден искать инвесторов для спасения крупных банков и доплачивал санаторам живые деньги за поддержку проблемного банка. Так что уже давно назрела необходимость создания четкого механизма отбора «врачей» и критериев оздоровления. В таком случае может продолжиться «зачистка» банковского сектора, и с рынка могут уйти очередные игроки.