Как заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, падение курса рубля практически до 77 рублей за 1 доллар является определенным плюсом для большинства российских компаний. «Для большинства отраслей промышленности изменение курса в сторону удешевления рубля - это определенный плюс и повышение конкурентоспособности на внешних рынках, но при этом есть ряд предприятий и отраслей, где используется еще существенная часть иностранных комплектующих», - передает его слова Finmarket.
Впрочем, признал Мантуров, отдельные сектора все же испытают проблемы в связи с девальвацией, в числе которых окажется автопром с учетом временной приостановки предприятий в Китае и Южной Корее, которые поставляют в Россию компоненты. Но, уверен министр, такая ситуация мотивирует наших автопроизводителей. «Активнее импортозамещаться и меньше зависеть от внешних поставок», - отметил он.
«Слава Богу, что в Китае уже восстанавливается работа предприятий в штатном режиме, думаю, скоро они вернутся в штатный режим работы, и мы выйдем на ритмичную поставку тех компонентов, чтобы нам не пришлось кардинально перестраиваться», - добавил Мантуров.
Автопром в самом деле может столкнуться с большими проблемами из-за недостатка комплектующих, признает глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин. Это глобальный сбой в цепочке поставок, который затронет многие страны, в том числе и Россию. Пока комплектующие еще есть, но уже в апреле могут начаться проблемы из-за их нехватки.
К тому же из-за коронавируса падает курс рубля, что приведет к росту стоимости иностранных комплектующих для сектора. Импортозамещение в данной области развито не так сильно, чтобы российский автопром безболезненно пережил эту ситуацию. Причем рост цен на автомобили будет сопровождаться уменьшением спроса из-за падения реальных доходов населения, поэтому 2020 год будет непростым для российских компаний, уверен эксперт.
Но и в целом удешевление рубля позитивно далеко не для всех отраслей промышленности, а в основном для экспортно-ориентированных, куда входят нефтегазовая, металлургическая и химическая, заявил в интервью «Веку» аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. В совокупности это примерно половина всей промышленности и около 15% ВВП. Для обрабатывающих отраслей, которые производят продукцию главным образом на внутренний рынок, дешевый рубль (дорогой доллар) - это негативный фактор.
То есть, объясняет аналитик, 85% российской экономики, включая 35-40% объема промышленности, испытывает стресс из-за падения национальной валюты. Более того, даже для ведущих нефтяных экспортеров нынешняя ситуация не так позитивна, как можно себе представить. Нефть с начала года упала в 2,3 раза, а доллар вырос всего на 20%. Иначе говоря, чтобы экспортерам выйти на прежние показатели выручки, доллар должен был бы сейчас стоить более 140 рублей.
Уже упомянутый автопром традиционно страдает от девальвации, поскольку имеет низкий средний уровень локализации (около 40%), констатирует Емельянов. То есть около 60% стоимости автомобилей, произведенных в России, формируется в долларах за рубежом, и за последние годы эта ситуация в лучшую сторону почти не изменилась. Напротив, новые модели того же «Автоваза» (он лидирует по степени импортозамещения) выходят с конвейера на 55% из передовых импортных решений, приобретенных за валюту.
Любое экономическое явление в себе имеет и плюсы, и минусы в зависимости от контекста, продолжает тему заместитель директора департамента «Казначейство» Росгосстрах Банка Владимир Волков. Таким образом, и слова Дениса Мантурова обоснованы, но все зависит от контекста. Во-первых, для большинства отраслей промышленности удешевление рубля - это определенный плюс и повышение конкурентоспособности на внешних рынках. Это действительно так, но надо помнить, что это ценовая конкурентоспособность, не технологическая, не производственная, не качественная, а ценовая.
Во-вторых, отметил в интервью «Веку» эксперт, зеркально обстоит ситуация с предприятиями-импортерами. Так, например, по итогам января-ноября 2019 года внешнеторговый оборот составил $604,5 млрд., снизившись на 3,3% к январю-ноябрю 2018 года. Экспорт товаров уменьшился на 6,0%, до $383,5 млрд., импорт увеличился на 1,7%, до $220,9 млрд. Доля импорта составила таким образом 36%, то есть 1/3 внешнеторгового оборота России. Поэтому если экспортеры повышают ценовую конкурентоспособность, то импортеры начинают задыхаться.
Причем основные статьи экспорта – это энергоносители, сырье и вооружение, напоминает Волков. Основными же статьями импорта выступают машины, оборудование и аппаратура (30,1%), продукция химической промышленности (13,7%), транспорт (10,7%), металлы и изделия из них (7,3%), пластмассы, каучук и резина (5,7%), текстиль (4,7%). И в текущей ситуации, когда стоимость энергоносителей пережила стремительный обвал и доходы от экспорта, несомненно, снизятся, более технологичные статьи импорта российской экономики подорожают.
Безусловно, признает Волков, сложившаяся ситуация должна способствовать более динамичному ходу импортозамещения, за исключением одного нюанса. Любой прогресс в общем, а импортозамещение в частности, базируется на технологиях, а они, в свою очередь, являются статьями импорта. Также стоит помнить и о санкциях в отношении России по отдельным видам западных технологий.
Не везет с импортозамещением при этом малому и среднему бизнесу. Если крупные компании способны наращивать экспорт, то у большинства средних компаний и повсеместно мелких такой возможности нет, они работают в основном на внутреннем рынке. Микро- и малый бизнес в России – это преимущественно ритейл, сфера услуг и общественного питания, ориентированные на внутреннего потребителя, отмечает директор департамента бизнеса краудлендинговой платформы «Город денег» Михаил Гогин. И в сложившейся ситуации о какой-то выгоде от изменения курса и общей ситуации в связи с распространением вируса говорить сложно.
Под ударом, по словам эксперта, оказались предприятия, чей бизнес прямо или косвенно построен на импорте.
В долгосрочной перспективе ожидается снижение спроса на продукты и алкоголь класса люкс, которые, как правило, импортные или состоят из импортного сырья, а также услуги не первой необходимости и имиджевые товары и аксессуары. Что касается услуг, под ударом в первую очередь event-агентства. Для маркетинговых агентств наступили тоже не лучшие времена, потому что данная статья бюджета чаще других попадает под урезание.
Не все представители микро- и малого бизнеса смогут это выдержать, а кто выдержит и даже сможет вырасти на данном рынке – это организации из сфер ритейла и услуг, ориентированные на потребителя класса «эконом» и «суперэконом». Все будут стараться уменьшить расходы: не такси, а каршеринг; не клининговое агентство или компания, занимающаяся ремонтом и отделкой помещений, а услуги самозанятых граждан; не компания, занимающаяся разработкой сайтов и приложений, а фрилансеры. И так далее в каждой сфере. Компании сектора, которые специализируются на поставке продовольственных товаров, уже отмечают рост спроса на товары первой необходимости, крупы и прочие продукты длительного хранения.