Согласно текущим прогнозам Минфина, по итогам года профицит составит 0,5% ВВП. При этом данный показатель в ближайшее время будет пересмотрен, поскольку подписанная президентом РФ Владимиром Путиным 3 июля новая редакция закона о бюджете уже признана устаревшей. Все дело в том, что она была рассчитана на основе мартовского макропрогноза МЭР, который не учитывал ни введенных в апреле санкций, ни новых майских указов президента.
На текущий момент работы по составлению нового макропрогноза практически завершены. Ожидается, что вторая за год правка действующего закона о бюджете будет внесена в начале осени. Как отмечал ранее глава Минфина и по совместительству первый вице-премьер Антон Силуанов, если мировые цены на экспортируемое Россией сырье будут оставаться высокими, то профицит по итогам года может оказаться и выше 0,5% ВВП.
Доходы федерального бюджета за первые шесть месяцев текущего года составили 8,629 трлн. руб. (57% от запланированного объема поступлений), расходы — 7,751 трлн. руб. (47%). Запланированные доходы от продажи выросшей в цене нефти за 6 месяцев выполнены уже на 72% от годового плана, ненефтегазовые поступления — на 48%.
Напомним, в новой редакции бюджета на этот год доходная часть была повышена до 17,07 трлн. руб. (с 15,26 трлн. руб.). При этом главным драйвером роста доходной части стали поступления от продажи нефти и газа — плюс 1,75 трлн. руб., увеличение ненефтегазовых сборов ожидается всего на 60 млрд. руб.
Столь существенный прирост сырьевых доходов объяснятся рекордно высокой рублевой ценой экспортируемой нефти. В первые 6 месяцев средняя рублевая стоимость барреля нефти превысила 4 тыс. руб. Номинально это больше, чем в 2013 году, когда нефть стоила рекордные $107,9 за бочку.
Отметим, что британский банк Barclays ранее улучшил прогноз мировых цен на нефть в следующем году. Пересмотр был произведен на фоне ожиданий по снижению поставок из Ливии и Ирана. Теперь аналитики прогнозируют среднюю цену Brent в $71 за баррель, а WTI – $65. Таким образом, есть основания ожидать дальнейшего увеличения нефтегазовых доходов России.
Текущая редакция закона о бюджете на 2018 год предусматривает дефицит в 1,3% ВВП. Документ составлялся на основе прогноза МЭР при средней цене нефти в $43,8 за баррель.
Добавим, что согласно бюджетному правилу вся прибыль от продажи нефти и газа, полученная свыше запланированных объемов, направляется в Фонд национального благосостояния (ФНБ). На 1 июля объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте составил 4,8 трлн. руб.
Ранее в Минфине прогнозировали, что применение бюджетного правила позволит держать под контролем курсовые колебания. Стоимость доллара США не должна опускаться ниже отметки в 56 рублей и превышать показатель в 64 рубля, указывается в основных направлениях бюджетной политики Минфина. По оценке Силуанова, без скупки валюты за дополнительные нефтегазовые доходы стоимость американской валюты упала бы до 50 рублей, что на 12 рублей меньше актуального курса.