Каждую неделю со вторника по пятницу в 16.30 на телеканале «Культура» ребята увидят интересные истории, связанные с жизнью и творчеством великих деятелей искусства. Вместе со своими друзьями – детьми, Дега и Рембрандт, Галилей и Ньютон расскажут о том, как они работают и живут. А сегодня о себе и своем творчестве нам рассказал режиссер цикла Дэвид Дивайн.
«Век»: Как вы начали заниматься детским кинематографом?
- Я закончил UCLA (известный американский университет кинематографического искусства в Лос-Анджелесе). Нельзя сказать, что я изначально хотел снимать фильмы для детей. На самом деле, сначала я занимался рок-н-роллом. Я был ударником в группе, и вообще, рок-н-ролл – это мое. Так вот, я ставил звук и свет и снимал концерты таких известных групп и исполнителей, как Stray Cats или Криса де Бурга. Я использовал определенную технологию – 11 камер, и это было здорово! Именно в тот момент я понял, что будущее музыкального телевидения в том, чтобы стать привлекательным для молодежи, снимать рок-н-ролл и рэп, создавать такую картинку, которая была бы им интересна. Приблизительно тогда же ко мне обратился детский певец Раффи с тем, чтобы я снял его концерт. Детский концерт – это же совсем другая аудитория, от трех до пяти лет. И знаете, когда я увидел, что им нравится, что они улыбаются, - я просто не мог этого забыть. Так меня и увлекла работа с детьми и для детей. Думаю, это лучшая профессия.
«Век»: Но съемки концерта – это же еще не телефильм…
- А потом ко мне как-то обратился хороший приятель и рассказал мне о радиопьесе «Бетховен живет наверху». Она и легла в основу моего первого фильма, из которого выросла потом вся серия художественных фильмов о взаимоотношениях великих людей и детей. А на самом деле, мне во всем очень везло.
Я долгое время не мог продать эту идею. Снять высокобюджетный детский фильм казалось фактически невозможным. Но у меня был знакомый в Торонто, в горноперерабатывающей промышленности, – богатый достаточно человек, и я уговорил его одолжить мне полмиллиона долларов на съемки этого фильма.
Мы снимали его в Вене и Праге. Удивительно красивые места, а главное, создают очень аутентичную, очень творческую атмосферу - Вена 1820-х годов, мы старались воссоздать ее, какой она была во времена Бетховена. А когда съемки закончились, мне снова повезло. Я поехал с этим фильмом в Канны, и телевизионная компания HBO купила у меня этот фильм. Дальше – еще лучше. Мало того, что выпущенный фильм был очень хорошо принят. Он еще получил Primetime Emmy Award – Эмми за лучшую дебютную работу, а это очень, очень большой успех. И тогда HBO предложили мне контракт на 10 лет, с тем, чтобы я снял еще 18 фильмов в том же духе, и я подписал его. Так и получилось, что я стал «детским режиссером».
«Век»: Какие основные проблемы, с которыми сталкиваешься при создании фильмов для детей?
- Самая большая проблема – финансовая. Очень сложно уговорить инвесторов вложиться в фильм для детей. Один фильм обходился мне приблизительно в 1,3 млн. долларов. Умножим все это на девятнадцать фильмов – 25 миллионов. НВО оплачивали мне одну треть, остальные деньги я должен был найти сам. Однако должен сказать, что вложение достаточно выгодное и оправдывает себя. В конце концов, Бетховен, Бизе, Моне, Дега – это имена на все времена. Эти фильмы были выпущены на дисках и продолжают приносить деньги.
А это уже не проблема, а скорей, плюс. Должен признаться, мне очень нравилось снимать во всех этих прекрасных европейских странах. Мы старались создать аутентичную атмосферу для каждой эпохи. Снимали в Моравии – там очень красиво, более 80 замков и дворцов времен империи Габсбургов. А в Словакии мы снимали фильм про Рембрандта, и хотя с географической точки зрения это не совсем то, что надо, но атмосферно, архитектурно эпоха была воссоздана очень достоверно. А в Ирландии нам удалось снять и провести съемки в замке Гинесс!
Мы старались воссоздать атмосферу Парижа Моне и Дега в XIX веке, Будапешта времен Листа. И хотя для большинства американцев все средневековые города Европы все равно на одно лицо, я считаю, что успех наших фильмов во многом обязан сочетанию аутентичных костюмов эпохи, которые нам предоставили в Вене или Будапеште, духу места (мы старались максимально воссоздать правильные декорации) и реалистичный диалог. Не высокопарный, не вычурный, каким часто грешат исторические фильмы, а живой и относительно современный. Хотел бы также отметить, что музыку играл настоящий симфонический оркестр, и это тоже способствовало волшебному преображению современности в нужную эпоху.
«Век»: Как вы считаете, должно ли телевидение как-то влиять на процесс воспитания детей?
Конечно, обязательно. Телевидение, посвященное культуре, непременно должно существовать в каждой стране. Только в таких условиях мы можем обеспечить нашим детям многогранное развитие, разнообразие интересов и культурный багаж. Одних мультфильмов и компьютерных игр недостаточно для полноценного развития личности. Музыка, спорт, - это все хорошо, но отсутствие культуры ограничивает развитие внутреннего мира, поэтому роль телевидения как источника культурной информации здесь очень важна. Иначе дети растут как сорняки, а ведь дети – цветы жизни. Культура – тот сад, в котором они должны расти.