Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, в свою очередь, сообщил, что эти деньги будут направлены в регионы. «Эта поддержка пойдет моногородам по отобранным проектам развития и поддержки занятости этих городов», - уточнил Кудрин. По словам главы Минфина, эти средства позволят улучшить ситуацию в моногородах.
Всего в бюджете РФ на 2010 год запланировано 10 млрд. рублей на дотации моногородам, еще 10 млрд. рублей – на бюджетные кредиты, 2 млрд. рублей – средства на развитие малого бизнеса в малых городах и 5 млрд. рублей – по линии Фонда реформирования ЖКХ. Общая сумма выделяемы средств составляет 27 миллиардов рублей.
В перечень десяти городов, которые получат дополнительные средства государства, вошли Камские поляны (Татарстан), Набережные Челны (Татарстан), Павлово (Нижегородская область), Вятские поляны (Кировская область), Прокопьевск (Кемеровская область), Каменск-Уральский (Свердловская область), Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Семилуки (Воронежская область), Сатка (Челябинская область) и Пикалево (Ленинградская область). Как изменится жизнь этих моногородов после государственных бюджетных вливаний «Век» выяснил у ведущего эксперта сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» Леонида ПЕРЦОВА.
- Леонид Владимирович, как Вы думаете, почему именно эти города выбрало правительство для финансирования?
- Схема работы федеральных органов власти с моногородами следующая. Моногорода готовят так называемые комплексные инвестиционные планы, то есть планы, в которых выделены перспективные направления развития и конкретные инвестиционные проекты, планируемые к реализации. Эти проекты могут быть связаны как с модернизацией уже существующих производств, так и с созданием новых. Комплексные инвестиционные планы рассматриваются Министерством регионального развития. Города, планы которых были рассмотрены и прошли одобрение, получают средства в виде прямого финансирования из федерального бюджета, а также в виде бюджетных кредитов, то есть кредитов, предоставляемых на льготных, по сравнению с коммерческими банками, условиях. Поддержка может оказываться и по другим каналам. В настоящее время правительство как раз рассматривается вопрос, какие формы участия государства наиболее оправданы в сложившихся условиях.
Перечисленные населенные пункты – это как раз часть тех городов, планы которых уже одобрены в настоящее время. Критерии одобрения при этом могут быть связаны и с качеством подготовки комплексного инвестиционного плана, и с ситуацией, сложившейся в городе. То есть, с одной стороны имеет значение качество подготовки документа как такового, реалистичность предлагаемых проектов развития. С другой стороны – важна и острота сложившихся проблем.
- Десять городов – это много или мало? Насколько можно говорить о решении проблемы моногородов в целом?
- Пока финансирование получает очень небольшая часть моногородов. Проблема состоит в том, что не так много моногородов представили на рассмотрение действительно качественные комплексные инвестиционные планы. И причины этого объективны.
Составить комплексный инвестиционный план – это серьезная, трудоемкая работа. Для ее проведения в местной администрации должны быть квалифицированные специалисты, в противном случае город вынужден заказывать план у консультантов. При этом численность населения большей части моногородов невелика. В таких городах очень часто нет ни специалистов, ни денег в бюджете для разработки качественного документа. Некоторые субъекты Федерации, понимая это, пошли на выделение специальных средств из региональных бюджетов на составление комплексных инвестиционных планов. Наиболее ярким примером такой политики является, пожалуй, Вологодская область. Разработанный совместными усилиями региональной и местной администраций, а также привлеченных консультантов, план развития города Сокол не только получил одобрение, но и был рекомендован как образцовый. К сожалению, в масштабах страны такая практика – исключение. Желательно, чтобы на федеральном или региональном уровне были предусмотрены отдельные средства, или иные формы целевой поддержки моногородов, которые не в состоянии разработать комплексные инвестиционные планы самостоятельно.
Есть и более глубокая проблема. Дело в том, что во времена СССР огромная часть городов и поселений изначально развивалась как монопрофильные. Крах директивной экономики и кризис 1990-х годов привели к тому, что производства в этих поселениях остановились, нередко навсегда. Поэтому многие города и поселения, находящиеся в глубоком кризисе последние 15-20 лет, сегодня не являются монопрофильными по формальным признакам, но и не в состоянии развиваться самостоятельно. Другими словами, их экономика сейчас уже не основана на едином производственно-технологическом процессе, а поддержка со стороны федерального центра объективно необходима. Это крайне болезненный вопрос, решение которого займет в России еще много лет.
- Какие плюсы, помимо развития экономики, создания или сохранения рабочих мест, получает город при привлечении бюджетных средств?
- Развитие городской экономики, естественно, сказывается и на финансовой обеспеченности местного бюджета. А это и качество социальных услуг, предоставляемых населению, и источник развития городской инфраструктуры.
Что же касается косвенных плюсов, отмечу следующее: существующая сегодня схема финансирования стимулирует органы местного самоуправления активизировать деятельность по долгосрочному планированию развития, деятельность по привлечению инвесторов. Поэтому подготовка комплексного инвестиционного плана потенциально может стать серьезным фактором повышения качества управления.
- Хватит ли моногородам выделенных средств для реализации главных проектов развития? - Эти средства, конечно, станут подспорьем, но развивать экономику только за счет бюджетных денег в современном мире просто невозможно. Основные средства для развития экономики могут быть получены только за счет частных инвесторов. Привлекаемое бюджетное финансирование способно помочь в решении проблем, но решить их полностью не способно в принципе.
- Сколько нужно времени, чтобы все-таки бюджетные вливания дали свои результаты в этих городах?
- Время появления результатов всегда индивидуально, тем более, что поддержка осуществляется в разных формах. Новый малый бизнес может успешно начать работать и через полгода, модернизируемая производственная линия способна выйти на проектную мощность за год-два. Вот возможные сроки появления первых результатов в плане решения или смягчения проблем, связанных с занятостью и налоговыми поступлениями в местный бюджет. При этом планируемый масштаб результатов изначально может быть совершенно различным.
А если речь идет, например, о финансировании по линии Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, то экономический эффект вообще носит преимущественно косвенный характер. Если работы по реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов осуществляются компаниями из других территорий, то создания новых рабочих мест как такового в моногороде не происходит. Зато повышается его привлекательность для проживания и, как правило, для инвесторов. Это долгоиграющий эффект, количественно его оценить обычно невозможно. Поэтому результаты всегда индивидуальны.