Об этом сообщили в рейтинговом агентстве Fitch. Также отмечается, что данные по объемам продаж российского газа по 2012 свидетельствуют, что продажа газа «Газпромом» в Европе и странах бывшего СССР упала чуть больше, чем ожидалось агентством.
«Европа и страны бывшего СССР остаются ключевыми рынками для «Газпрома», который является монополистом по экспорту российского природного газа. Например, во втором полугодии 2012 года компания получила более 76% выручки от продажи газа за пределами России, которая составила лишь 44% от объема продаж газа. Снижение объемов и цен по поставкам газа в Европу частично вызвано судебными разбирательствами со стороны некоторых европейских покупателей газа, а также переговорами относительно пересмотра цен и последующими компенсационными выплатами», - говорится в сообщении.
По мнению аналитиков Fitch, это свидетельствует, что позиции «Газпрома» в Европе остаются в известной мере непростыми. Однако Fitch считает, что цены и объемы потребления газа в Европе соглашениями «бери или плати» не претерпевают значительных изменений в обозримом будущем. Условия «бери или плати» обычно распространяются на 80% объемов поставок газа по контрактам, поэтому есть некоторый запас для снижения объемов поставок газа, прежде чем сработают положение «бери или плати». Уступки «Газпрома» европейским покупателям составляли не более 10-15% суммарной цены, базирующейся на нефти, и цена по этим контрактам остается существенно выше рыночных цен на газ, которые сейчас практически не связаны с ценой на нефть.
По мнению Fitch, «Газпрому» придется продолжить переговоры о дальнейших уступках с теми европейскими покупателями, которые могут иметь альтернативные источники поставок газа. При этом отмечается, что расследование по злоупотреблениям на рынке, начатое в отношении «Газпрома» Европейской комиссией минувшей осенью, также продолжается. Fitch не прогнозирует каких-либо последствий для рейтингов компании в результате этого расследования, но оно может в конечном итоге ослабить позиции «Газпрома» в переговорах с некоторыми ключевыми европейскими покупателями и иметь долгосрочные финансовые последствия для компании.