18+
  1. Фауне ищут министра

Фауне ищут министра

Фауне ищут министра
Очередное министерство может появиться в российском правительстве. Новое ведомство станет контролировать рыбную отрасль, а также лесное и охотничье хозяйства страны. Смысл в создании министерства возобновляемых природных ресурсов (МВПР) видят, однако, не все эксперты.

Как сообщают источники в правительстве, создание МВПР обсуждается в администрации президента и правительстве с конца 2012 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать этот вопрос вице-премьеру Аркадию Дворковичу. К поручению прилагается объемная аналитическая записка «О необходимости совершенствования регулирования государственного управления в рыбной отрасли». Ее основной вывод - снижение основных показателей с момента переподчинения Росрыболовства Минсельхозу.

«Впервые за последние четыре года положительный тренд развития отрасли претерпевает негативные изменения, в том числе снижение объемов добычи и индекса промышленного производства рыбопродукции», - говорится в документе. Перечисляются и причины падения показателей: отсутствие в министерстве достаточного количества профессионалов в данной области, удлинение сроков процедуры согласования и получения разрешений на вылов, что особенно важно во время путины, а также высокие коррупционные риски в системе оформления ветеринарно-сопроводительных документов.

Основой новой структуры может стать именно Росрыболовство, которое при таком варианте будет выведено из подчинения Минсельхоза. В качестве альтернативы МВПР правительству предлагается рассмотреть и вариант создания Министерства рыбной промышленности (Минрыбхоз).

Как сообщила «Веку» аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина, развитие возобновляемых природных ресурсов - прежде всего, рыболовства и охотоводства - способно выступить весомым драйвером для развития российской экономики и, как следствие, обеспечить дополнительные бюджетные доходы, что особенно актуально в условиях нестабильности в мировой экономике и ухудшения конъюнктуры на рынке энергоносителей.

«Государство долгие годы не уделяло достаточного внимания развитию рыболовства и охотоводства. Восстановление отрасли и укрепление позиций российской продукции на внутреннем и внешнем рынках требуют значительных усилий - как финансовых, так и административного характера, - говорит эксперт. - И создание нового министерства, которое будет координировать развитие отрасли, создание и модернизацию инфраструктуры, осуществлять господдержку участников рынка и т.п., очевидно, позволит повысить эффективность предпринимаемых государством усилий в данном направлении, в том числе в части освоения выделяемых финансовых ресурсов».

По всей видимости, действующая организационная структура, предполагающая подчинение Росрыболовства Минсельхозу, неэффективна с точки зрения стоящих перед отраслью задач, поясняет Мишутина. Таким образом, считает она, российские власти стремятся обеспечить рациональное использование не только невозобновляемых (где Россия значительно преуспела в последние годы), но и возобновляемых природных ресурсов, развитие которых - прежде всего, с точки зрения потенциального экономического эффекта - весьма оправданно.

За последние 20 лет только Росрыболовство претерпело 15 реформ с переподчинением и дроблением функций, из них четырежды входило в состав Минсельхоза. Рыбная отрасль России по природным богатствам конкурирует с нефтью и газом, при этом само рыбное ведомство уже на протяжении нескольких лет находится в центре громких коррупционных скандалов.

По данным аудиторов Счетной палаты РФ, Росрыболовство в 2011 году и первой половине 2012 года не обеспечило эффективное исполнение своих полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства. Всего в ходе проверки подведомственных Росрыболовству институтов и учреждений было выявлено нарушений на общую сумму 101,2 млн. рублей.

Рыбное ведомство возмутило общественность после принятия закона о платной рыбной ловле. Свое недовольство рыбаки с негодованием высказали на митингах во многих городах России. После массовых протестов правительство решило вернуть этот закон на доработку.

В «сети» правоохранительных органов в последние годы попадала весьма «крупная рыбка» ведомства. Летом 2010 года два высокопоставленных чиновника из Росрыболовства получили в виде взятки сумму в 10 млн. рублей. Но при их задержании взяточники начали скрываться от милиции на автомобилях, по пути выбрасывая из окон меченые деньги, чему несказанно были рады проезжавшие мимо автомобилисты, насобиравшие почти 1 млн. рублей. В то время этой ситуацией очень заинтересовался Следственный комитет РФ.

Японские рыболовы также в свое время принесли Росрыболовству огромные деньги. Так, стало известно, что в 2007 - 2009 годах для покупки специальных прав на превышение рыбных квот японским компаниям пришлось потратить на взятки российскому рыбному ведомству порядка $6 млн.

Затем помощник главы Росрыболовства Андрея Крайнего Игорь Бакулин был обвинен в попытке мошенничества. В обмен на выдачу квот по вылову лосося Бакулин, как считает следствие, требовал с некоторых бизнесменов сумму в размере $250 тыс. По версии следствия, Бакулин планировал «поделиться» взяткой со своим начальством.

Весьма вольготно Росрыболовство ощущает себя на Дальнем Востоке. В 2009 году, согласно данным проверки Счетной палаты, ведомство Андрея Крайнего «выбило» 1,7 млрд. рублей на строительство судов для научно-исследовательских целей и воспроизводства. Однако деньги эти были переведены на счета непонятных фирм, которые использовали их либо для собственных нужд, либо размещали на депозитах под проценты, либо давали в займ - опять же для получения прибыли. Так, к примеру, ОАО «Дальзавод», получив 442 млн. рублей от Росрыболовства, указало в актах сведения о выполненных работах и приобретенном оборудовании, хотя на самом деле ничего не выполнялось и не приобреталось.

Одним из последних скандалов стало второе уголовное дело против экс-руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Сергея Муравьева, который, по мнению следствия, периодически «подрабатывал» тем, что за довольно внушительную финансовую мзду помогал своим знакомым устраиваться в Росрыболовство. Всего, по мнению следователей, он заработал на этом 18 млн. рублей.

Напомним, что ранее, будучи главой Северо-Западного территориального управления Росрыболовства, Сергей Муравьев был задержан вместе со своим советником Сергеем Чуриковым. Тогда два этих чиновника пытались продать должность начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области за 5 млн. руб., однако сделать это им помешали оперативники.

В итоге вместо обещанных миллионов господин Муравьев получил арест и обвинение по ч. 3 ст. 30 ч. 6 ст. 290 УК РФ (покушение на получение взятки, совершенное в особо крупном размере). Причем, как только Сергей Муравьев попался на взятке, его поспешно уволили из Росрыболовства.

К слову, руководителя рыбного ведомства Андрея Крайнего уже не раз «увольняли» СМИ и эксперты, однако, он по-прежнему занимает пост главы Росрыболовства. И это, по мнению наблюдателей, одна из проблем отрасли, ведь, как известно, рыба гниет с головы.

Да и в образовании нового министерства многие эксперты не видят особой необходимости: создавать отельные ведомства под отдельные отрасли хозяйствования - бессмысленная задача. «Как обыкновенный обыватель я могу сказать, что рост бюрократии никогда не способствует развитию бизнеса, - сообщил «Веку» аналитик УК «АТОН-менеджмент» Дмитрий Голубовский. - Развить отрасль можно, снизив административные барьеры, улучшив конкурентную среду, и т. д. - можно привести длинный список хорошо известных банальностей. А чем будет новое ведомство лучше того, что есть, и будет ли оно вообще новым, а не просто, условно, милицией, переименованной в полицию, сказать трудно».

Организационное «оформление» нововведения может быть самым разнообразным, говорит генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. «Пусть оно будет чуть лучше, чуть хуже имеющихся - новое министерство качественно еще ничего не изменит. Важна не столько организационная форма, сколько идеология, политика и вытекающая из нее практика работы соответствующих органов, - пояснил эксперт «Веку». - А политика формируется не только в зависимости от взглядов конкретных чиновников, но и под влиянием общества и экспертных кругов в этой сфере. От дееспособности и активности общественных организаций и от их позиции и способностей отстаивать свои профессиональные взгляды в области природных ресурсов, от влияния ученых, практиков и т. д. во многом зависит и будет зависеть характер и качество работы в этом направлении».

Потому сам факт создания нового органа не так важен - более существенны его открытость и готовность к сотрудничеству с обществом, подчеркивает Пятенко. «Ведь практика не раз доказывала, что чем больше органы государственной власти взаимодействуют с обществом, тем в целом быстрее происходит процесс движения в «цивилизованную сторону», - резюмирует экономист.