По данным источника издания в Генпрокуратуре, начавшаяся проверка носит рутинный характер. Близкий к монополии источник газеты уточнил, что о проверке в компании узнали еще месяц назад и готовились к ней. Сотрудники РЖД подготовили проверяющим все необходимые данные. Кем была инициирована проверка, не сообщается, однако, по данным источников, в таких случаях, как правило, проверяется закупочная деятельность компании, аффилированность и тому подобное. При этом информацию о том, когда в последний раз монополией интересовались правоохранители, источники издания уточнить затрудняются.
Как стало известно «Ведомостям», сотрудники прокуратуры проверяют документы 2011–2017 годов. По одной из версий, проверка связана с деятельностью бизнесмена Алексея Крапивина, которого СМИ окрестили бенефициаром «молдавской схемы».
Эту информацию подтвердил «Ведомостям» источник, близкий к РЖД. Впрочем, он отметил, что с Крапивиным проверка связана лишь отчасти.
Как ранее сообщали СМИ, Крапивин с 2011 года по 2014 год являлся бенефициаром белизской Redstone Financial Ltd и панамской Telford Trading S.A., на счета которых в швейцарском банке CBH поступило $277 млн. (около 8,4 млрд. рублей). Большая часть средств поступила от фиктивных офшорных компаний, в пользу которых со счетов банков РФ списывались средства приставами в Молдавии.
Отец Алексея Крапивина — Андрей Крапивин, умерший два года назад, являлся советником «на общественных началах» бывшего руководителя РЖД Владимира Якунина. Крапивин-младший также являлся крупным подрядчиком РЖД. Так, его ПАО «Бамстроймеханизация» и аффилированная с ней одноименная компания получили на модернизацию БАМа и Транссиба почти 500 млрд. рублей.
Отметим, что одновременно с проверкой РЖД Генпрокуратура решила проверить и Минтранс. В случае с министерством причиной для визита надзорного ведомства стало отсутствие нормативных актов, которые давали бы Росавиации право получить полномочия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Как отмечается, кабмин еще в 2015 году принял решение о передаче Росавиации полномочий МАК по сертификации авиатехники. Однако, как установила Генпрокуратура, за прошедшие полтора года Минтранс так и не издал необходимые для этого нормативные акты и не заключил международные соглашения в области летной годности с иностранными авиавластями. О сложившейся ситуации президенту РФ Владимиру Путину доложил глава ведомства Юрий Чайка.
Из-за промедления Минтранса авиационные власти ЕС отказались принимать экспортную документацию, которая была выдана Росавиацией. Производители были вынуждены получать бумаги в МАК, который официально не имеет на это полномочий. На такой шаг производители были вынуждены пойти, чтобы не сорвать поставки за рубеж самолетов SSJ 100 на сумму более $1 млрд.
По данным источника в ОАК, если ситуация не будет решена в ближайшие несколько недель, то экспорт самолетов SSJ 100 в Европу может прекратиться.
Источники в отрасли отмечают, что в сложившейся ситуации виноваты не только Минтранс, но и сама Росавиация, которая «запрещала эксплуатантам взаимодействовать с МАК». При этом там мало что сделали для подготовки к получению полномочий.