Кроме того, иностранные поставщики могут отказаться отправлять товары в Россию. Для того, чтобы изменить существующее положение вещей в нашу пользу, важно поменять юрисдикцию бизнеса.
Например, в некоторых странах уже выстраиваются параллельные структуры, формально не ассоциированные с Россией. В этом смысле стоит обратить внимание на такие государства, как Катар, Саудовская Аравия, Макао и Индонезия.
Что касается финансовой и холдинговой деятельности, то для этого подходят специальные административные зоны на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Отметим, что для трейдинга наиболее подходящие структуры имеются в ОАЭ, Гонконге и Китае. К сожалению, в этом смысле имеются недостатки у Турции, где высокая инфляция и нестабильное законодательство, а вот в Израиле другое - непомерно высокие налоги. Поэтому эксперты предлагают просто «комбинировать» страны: скажем, зарегистрироваться в Гонконге, открыть счета в банках Китая, а работать в ОАЭ.
Правда, не стоит забывать о том, что в случае с холдингом есть риск охлаждения отношений России с каждой из названных стран, поэтому при выборе перемещения бизнеса нужно учитывать возможность свободного открытия банковского счета, переноса компании из одной страны в другую, требования валютного контроля и политическую позицию в предполагаемом для ведения бизнеса государстве.
Кроме того, уход российских групп из традиционно популярных юрисдикций Европы может обернуться издержками, поскольку у них существует налог на выход, а также добавляется оплата юридических, налоговых и аудиторских специалистов для сопровождения этого процесса, который в среднем может занять до полугода.
И, конечно, не может не возникнуть вопрос о налоговой эффективности компаний, потому что использование альтернативной юрисдикции с накоплением прибыли (без присутствия там персонала) придется обосновывать уже российским налоговым органам. А в случае, если персонал все-таки планируется перевезти, то необходимо рассчитать налоги на зарплату.
Что касается продолжения поставок грузов и товаров, мало того, что логистическая отрасль еще не избавилась от проблем с COVID-19, неожиданно появились новые. Как сообщил СМИ директор практики по оказанию консультационных услуг в области управления цепочками поставок PwC Андрей Семенов, главные ограничения в сфере перевозок связаны прежде всего с нехваткой контейнеров, рисками судоходства из-за военных действий, а также с ограничениями поставок товаров из Китая, которые связаны с коронавирусом.
По сути, в маршрутах стран СНГ и Азии нехватка объясняется преимущественно ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры и пограничных переходов. Кроме того, перевозка некоторых товаров ограничена введенными в отношении России санкциями в области лизинга авиапарка для грузоперевозок.
По мнению Семенова, если говорить о «долгосрочной перспективе», то бизнесу имеет смысл приступить к развитию «трансграничной, логистической и производственной инфраструктуры» в направлении Азово-Черноморского бассейна, Кавказа, Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии с тем, чтобы «строить хабы», упрощать процессы таможенной обработки и договариваться об «особых условиях».
Напомним, что несколько пакетов различных антироссийских санкций уже ввели Евросоюз, Великобритания, США и некоторые другие страны. Под ограничения попали госкомпании и их руководители, крупные банки, миллиардеры, депутаты, политики и лично президент РФ Владимир Путин.
Так что кризис, вызванный антироссийскими санкциями, введенными в связи с объявленной военной спецоперацией на Украине, будет долгим и жестким. Но несмотря на сложившуюся ситуацию бизнесу надо активизироваться, перестраивать свое производство и логистику, что поможет скорее начать работу в новых реалиях.