Таким образом, например, были приняты поправки в статью 128.1 УК РФ («Клевета»), когда все три чтения прошли за один день.
И это при том, что согласно п. 5, ст. 119, гл. 13, раздел III Регламента ГД, «В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума … устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации менее 30 дней».
Другими словами, «между первой и второй перерывчик всё-таки большой», то есть между первыми двумя слушаниями должно пройти минимум 15 дней для формирования всех поправок и доведения законопроекта до почти окончательного варианта. И ещё какое-то время проходит между вторым и третьим чтениями.
Что касается самих поправок в закон о клевете, то, как сообщает сама Госдума, раньше ответственность наступала тогда, когда «клевета» содержалась «в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации». Сегодня же, как утверждает предложивший поправки депутат от партии «Единая Россия» Дмитрий Вяткин, «вся клевета переместилась в Интернет. Во Всемирной сети – блогах, соцсетях, сайтах – размещается любая информация, в том числе такая, какой никогда не было. Клеветники, действуя через Интернет, знают, что можно скрыться за каким-либо никнеймом».
Поэтому единоросс и предложил не только распространить понятие «клевета» на «Всемирную», читай, «Всероссийскую паутину», но и значительно ужесточить за неё наказание. Так, если сейчас максимальное наказание за клевету предусматривает 5 млн. рублей штрафа или обязательные работы на срок до 480 часов, то в новой принятой редакции отмечается, что за то же деяние в Интернете, СМИ или в публичном выступлении виновный наказывается штрафом до 1 млн. рублей либо обязательными работами на срок до 240 часов, принудительными работами на срок до двух лет, арестом на срок до двух месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.
И это ещё не всё. По новому закону виновным в клевете признаётся не только тот человек, который оклеветал кого-то персонально, но и тот, кто напраслину возведёт «в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных».
«Если речь идет, допустим, о журналистах какой-то редакции, о врачах, которые работают в конкретном учреждении, но они не названы пофамильно – это что, не клевета?» - объясняет свою позицию Вяткин.
Сами депутаты прекрасно понимают, что такая постановка вопроса весьма спорна, так как, по их же мнению, тогда придётся посадить каждого второго интернет-блогера или пользователя соцсетей, если он хоть что-то скажет против самих депутатов (чем не «индивидуально неопределённые лица»)… Однако, все возражения были отклонены и готовый закон ушёл на утверждение Совета Федерации и президента.
Кстати, два года заключения по новым поправкам - это не предел. Так, например, за клевету, совершенную с использованием своего служебного положения; за клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих; за клевету в совершении изнасилования, тяжкого или особо тяжкого преступления виновный будет приговорён соответственно к трём, четырём и пяти годам заключения.
Это касается тех граждан, которые иной раз задаются вопросом о вменяемости некоторых законодателей вследствие их деятельности или тех россиян, которые «незаконно» помнят о том, что тех или иных парламентариев спасает от уголовного преследования за реальные преступления только их депутатская неприкосновенность.
На последней пресс-конференции Владимира Путина, прошедшей 17 декабря, представители ИА Russia Today пожаловались президенту на то, что нормальной и продуктивной работе российских СМИ мешают такие интернет-платформы, как Twitter, Facebook* и YouTube. Они, российские журналисты, дескать, и рады бы нести разумное, вечное и доброе в каждый дом, но зловредные западные конкуренты мешают им в этом благородном порыве.
После этого в срочном порядке во внеурочную субботу, 19 декабря, группой депутатов был внесён в Госдуму законопроект об изменении в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
И опять же, как и в предыдущем случае, Регламент о принятии к рассмотрению законопроектов и их сроках стал как-то и не особо нужным, потому что уже 23 декабря поправки к закону были приняты.
Журналисты назвали эти изменения «законом о санкциях за цензуру против российских СМИ».
В законе говорится, что владелец интернет-ресурса может быть признан причастным к нарушениям прав и свобод граждан, если он будет ограничивать распространение в РФ общественно значимой информации. Предполагается, что санкции будут применяться к тем ресурсам, которые будут «нарушать право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Другими словами, это будет выглядеть примерно так. Генпрокуратура будет отслеживать те ресурсы, которые покажутся ей вредными. Затем по согласованию с МИД РФ они будут включены список, который будет передаваться на расправу Роскомнадзору. Последний, в свою очередь, будет их либо штрафовать на сумму до 8 млн. рублей, либо полностью или частично блокировать.
Относительная расплывчатость сообщения, размещенного на сайте Госдумы, об изменениях в закон, где даже не указаны названия потенциальных жертв закона, с лихвой компенсируется достаточно прозрачной пояснительной запиской к законопроекту.
«Актуальность принятия законопроекта обусловлена многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан Российской Федерации к информации российских СМИ со стороны отдельных интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации.
Так, с апреля 2020 года уполномоченные органы Российской Федерации фиксируют поступление жалоб от редакций средств массовой информации о фактах цензурирования их аккаунтов со стороны иностранных интернет-площадок Twitter, Facebook и YouTube. Цензуре подверглись такие средства массовой информации, как Russia Today, РИА «Новости» и Крым 24. Всего зафиксировано около 20 фактов дискриминации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации», - отмечается в документе.
К чему такая поспешность в принятии довольно неоднозначных законов, депутаты не поясняют. Но некоторые наблюдатели связывают это с наступающим 2021 годом и намеченными на сентябрь выборами в Госдуму. Зная настроение населения, депутаты, кажется, готовят законодательную базу для собственного информационного комфорта на предстоящих выборах.