Повышение стоимости нефти вызвало удорожание бензина, ударив по карману автомобилистов. Продуктовым ритейлерам приходится больше платить логистическим компаниям при закупке продукции из-за удорожания дизеля. Авиакомпании повышают цены на билеты из-за удорожания авиатоплива. Компаниям, производящим целый спектр продукции – от игрушек до битума – грозит удорожание сырья.
На прошлой неделе галлон обычного бензина в США стоил в среднем $3,88, с начала года он подорожал на 25%. Из-за скачка стоимости бензина в августе рост потребительских цен ускорился до максимума более чем за год. Экономисты опасаются, что из-за роста цен американцы сократят расходы на рестораны, поездки и другие статьи, что приведет к замедлению роста экономики на фоне стагфляции. Повышение стоимости энергоносителей может также привести к дефициту на рынке труда, если сотрудники с низкой зарплатой или несколькими работами решат отказаться от работы, до которой долго добираться.
Последствия удорожания нефти пока не ясны, что создает неопределенность на финансовых рынках, т.к. инвесторы пытаются просчитать влияние процентных ставок на динамику стоимости акций, облигаций и сырья. По мнению экономистов, сейчас американские компании и потребители не так зависят от скачка цен на нефть, как несколько десятилетий назад, поскольку из-за повышения производительности доля расходов на топливо в общих расходах сократилась.
Стоимость бензина с поправкой на инфляцию сейчас также ниже, чем в проблемные периоды в прошлом. За последние три месяца нефть подорожала на 29% – это меньше, чем в период ценовых потрясений 2007-2008 годов, а также скачка цен в 2020-2022 годах, который разогнал инфляцию.
«Сейчас гораздо более скромный рост, – говорит Джеймс Гамильтон, профессор экономики Калифорнийского университета. – Но он играет определенную роль, и ФРС это отслеживает».