18+
  1. Иосиф Райхельгауз: «Михаил Глузский изумительно читал стихи»

Иосиф Райхельгауз: «Михаил Глузский изумительно читал стихи»

Сегодня исполнилось бы 90 лет замечательному актеру Михаилу Глузскому, который в последние годы своей жизни служил в театре «Школа современной пьесы». О совместной работе с талантливым актером рассказывает художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз.

Текст: Ксения ЩЕРБИНО

- К 90-летию со дня рождения Михаила Глузского телеканал «Культура» показывает художественный фильм «Монолог», в котором актер сыграл одну из лучших своих ролей. А для вас Михаил Андреевич - актер киношный или театральный?

- Конечно, он, прежде всего, артист театральный. И это очень важно. Театральный артист – это высшая категория. Это как в живописи – если ты владеешь монументальной живописью, станковой живописью, то дальше ты можешь заниматься и книжной иллюстрацией, и скульптурой, и графикой, и чем угодно, что доказали великие мастера, от Пикассо до Шагала. Так и театральный артист. Если он умеет играть в театре, он может делать все, что угодно. Хоть на эстраду выйти. Кстати, Глузский изумительно читал стихи. Того же Твардовского, например: «На дне моей жизни // На самом на донышке» - было ощущение, что эти слова рождаются здесь и сейчас. Он прекрасно читал и Окуджаву, просто прекрасно.

Но, конечно, лучшее, что он делал, - играл на сцене. Такого Сорина я не видел нигде и никогда. Глузский принял наш разбор – определенный ход спектакля – и удивительно в него вписался. Этим и отличается хороший артист от плохого: плохой начинает спорить с режиссером, говорит, что это так, а это иначе, а хороший пытается уяснить для себя свою творческую задачу и стремится реализовать ее по максимуму. Так вот, Глузский реализовывал ее максимально. Он играл очень интересно, более того - грандиозно. В других театрах сложнейший чеховский текст чаще всего сокращают так как в начале «Чайки» идут длинные монологи Сорина. Мы же с Михаилом Андреевичем не сократили ни одной буквы.

А как он играл! Так он это все мотивировал, так понимал. Так прекрасно говорил эту реплику в финале! «Что там Нина Заречная?» - и Сорин, уже с больными ногами – видите, как у него совпало с героем, ноги болели, - уже не может встать и, вспоминая Заречную, говорит о себе в третьем лице: «Когда-то был в нее влюблен». И Глузский так щемящее произносил эти слова… Что тут говорить, он все делал великолепно. Это был один из тех актеров, чье творчество является вершинами русского театра.

- А как вы думаете, его талант как киноактера и как актера театрального чем-то отличался?

- Вы знаете, поскольку я снял множество телевизионных фильмов, я знаю, что такое кино, Дает мне право так заявлять и то обстоятельство, что я 10 лет преподавал во ВГИКе и всю жизнь преподаю в ГИТИСе. Так вот: я абсолютно убежден, что очень хороший театральный артист всегда сможет хорошо сняться в кино, а просто киноартист не может сыграть в театральной постановке. Театр – это самое сложное искусство - и для артиста, и для режиссера. Михаил Андреевич Глузский был выдающимся театральным актером, поэтому он легко и разнообразно играл в кино.

- Вы не помните, как Вы впервые увидели Глузского на сцене?

- Я его никогда не видел до того, как пригласил в этот театр. Верней, его пригласила Мария Владимировна Миронова. За много лет до того, как начинался этот театр, я снимал телевизионный фильм «Эшелон», где одну из ролей исполняла Миронова. И именно тогда я дал ей прочесть эту пьесу. Но тогда ей еще не было 80-ти, и она сказала: «Нет, мне еще рано это играть, я еще молода». Потом прошло несколько лет, я уже основал Театр «Школа современной пьесы», и вдруг мне звонит Мария Владимировна со словами: «Вы помните, вы мне давали прочесть такую-то пьесу. Тогда я отказалась, а теперь хотела бы сыграть». Я естественно был просто счастлив. И вот мы с ней стали играть старика. Я ей предлагал самых разных артистов, а она каждому из них давала невероятную, но очень меткую характеристику. Я ей предложил Дурова, а она сказала: «Он для меня слишком быстрый», я ей – Гафта, а она: «Он для меня слишком умный». И когда я перебрал уже много народу, она сама мне сказала: «Вы знаете, посмотрите, есть такой парень… Правда, у него есть недостаток: он младше меня». Он был на три года младше Марии Владимировны. Было смешно, когда она все время называла его «парень», помню, как на наших гастролях в Израиле она говорила, что он взбежал на Голгофу, поэтому она не смогла взойти…Но несмотря на этот недостаток «молодости», он ей все-таки подошел.

Я помню, как мы с Альбертом Филозовым и Глузским на моей машине поехали на дачу, в Пхру, где нас ждала Мария Миронова с чаем и вареньем. Мы с Филозовым очень волновались, такими ответственными были эти «смотрины», такое знакомство….Они были очень уважительны друг к другу и вместе с тем очень ироничны. А потом начались репетиции. Тогда я и увидел, как работает Михаил Андреевич. Долгое время у нас в театре шел этот спектакль, а потом Глузский стал артистом этого театра, стал играть спектакль за спектаклем. Я его видел практически до последних часов жизни – он же сбежал из больницы, чтобы сыграть последний спектакль, это известная история. Он уговорил сына, сын с температурой привез его сюда, он уже не мог ходить, его практически внесли на сцену. Правда, по роли весь спектакль он сидит в коляске – он играл акунинскую «Чайку». А потом он вышел на поклоны, под всеобщие аплодисменты, вышел и поклонился на своих ногах, потом вернулся за кулисы и рухнул нам на руки. То, что он приехал и сыграл…

- Подвиг артиста?

- Ну, это не то, чтобы подвиг… Это жизнь такая у артистов, правильная жизнь. Можно было и не приезжать, тогда он, может быть, на часы продлил себе жизнь. Я не сторонник того, чтобы артисты умирали на сцене. Я как раз думаю, что театр жизни не стоит, жизнь – она богаче, разнообразнее, она – жизнь. Но тем не менее, когда человеку хочется жить так, на сцене – это его право. И право Глузского было сбежать из больницы, приехать сюда, сыграть спектакль и умереть.

ТЕЛЕАНОНС

К 90-летию со дня рождения актера 21 ноября в 19:55 телеканал «Культура» показывает документальный фильм «Михаил Глузский», рассказывающий о поиске актером самого себя и своей главной в жизни роли. Принимают участие режиссеры Петр Тодоровский, Сергей Никоненко, Иосиф Райхельгауз, ученики и коллеги по ВГИКу, а также родственники и друзья актера.

А в 20:35 на телеканале «Культура» - художественный фильм «Монолог». Режиссер Илья Авербах. В ролях: Михаил Глузский, Марина Неелова, Маргарита Терехова, Станислав Любшин, Евгения Ханаева. Жизнь крупного ученого академика Сретенского – устоявшаяся и размеренная. Но вот возвращается «блудная» дочь после расставания с очередным мужем, внучка переживает первую личную драму, а молодой коллега убеждает вернуться к давно забытым научным исследованиям...