18+
  1. Искусство стало диссидентом

Искусство стало диссидентом

Искусство стало диссидентом
Выставка современного российского искусства в Лувре «Русский контрапункт» под угрозой срыва, художники, в знак протеста решению чиновников Минкультуры запретить к вывозу в Париж работы Авдея Тер-Оганьяна из серии «Радикальный абстракционизм», отказались предоставить свои картины.

Объявить примитивные изображения на полотнах скандального художника, например, пару цветных прямоугольников и кругов на белом фоне, в призыве к насильственному изменению конституционного строя России, все равно, что обвинить Малевича написавшего картину «Черный квадрат», в расовой ненависти в отношении афроамериканцев. Однако, чиновники Минкультуры, по всей видимости, не очень разбираются в современном искусстве.

Сам опальный художник опубликовал в своем блоге ЖЖ письмо к французскому куратору выставки «Русский контрапункт» Мари-Лор Бернадак (Marie-Laure Bernadac), где он просил у организаторов прощения за то, что не может из-за запрета предоставить свои полотна.

Тер-Оганьян пишет, что это уже не первый случай неадекватной реакции властей на художественный процесс в России. «В 1999 году на меня самого в результате моей художественной деятельности было заведено уголовное дело по ст. 282 УК РФ («разжигание национальной и религиозной вражды»), предполагающее наказание в виде лишения свободы от двух до четырех лет. По рекомендации адвокатов я вынужден был покинуть страну, не дожидаясь суда. Уже более десяти лет нахожусь в эмиграции в Чехии, имея статус политического беженца», сообщает художник.

Тер-Оганьян также сообщил иные факты «давления» на людей искусства. Так, он напомнил о кинорежиссере Олеге Мавроматти, эмигрировавшем в 2000 году. Ему тоже грозил тюремный срок за отснятые им картины. Теперь режиссер живет в Болгарии.

Напомнил он и о своих коллегах Юрий Самодурове и Людмиле Василовской, которые после разгрома выставки «Осторожно, религия!» в 2003 году были осуждены и оштрафованы, а их коллега Анна Альчук бежала в Германию, где покончила с собой.

В 2007 году аналогичный скандал возник вокруг выставки «Запретное искусство-2006», кураторы которой Виктор Ерофеев и Юрий Самодуров выставили на всеобщее обозрение работы из коллекции Третьяковской галереи таких известных художников, как Илья Кабаков, Александр Косолапов и других, запрещенные к показам в разных российских музеях в течение 2006 года.

«Все эти преследования были инициированы организованными представителями радикального крыла русской православной церкви с одобрения Московской Патриархии, стремительно набирающей политический вес в России. При этом Министерство культуры РФ во всех случаях устранялось от решения этих проблем», сообщает Тер-Оганьян.

«Мои работы из серии «Радикальный абстракционизм» являются непосредственной реакцией художника именно на эти ситуации. Поэтому отказ Министерства культуры РФ выпустить эти работы — очень показателен. Именно сейчас они исполнили роль индикатора, отметив предел идиотизма в отношениях между искусством и властью», - заявляет художник.

Впрочем, любому человеку, ознакомившемуся с произведениями современного искусства, понятно, что картины – это нечто иное, чем рефлексия художника по отношению к действительности. В случае с Тер-Оганьяном еще и «стеб» над охотой на ведьм, которую, по его мнению, ведут недалекие в искусстве чиновники с узким и примитивным взглядом на произведения, в данном случае, художников.

«Я опубликовал открытое письмо ко всем участникам этой выставки с просьбой поддержать эти требованиях и без их удовлетворения бойкотировать выставку. Надеюсь, что мои коллеги меня поддержат. Мне очень жаль, что мое публичное заявление грозит срывом выставки. Поэтому хочу искренне извиниться перед Вами и Вашими коллегами» , - заявил Тер-Оганьян в письме к кураторам выставки в Лувре.

Заметим, что на этом «запрете» Тер-Оганьян неплохо пропиарился на весь мир.

Сразу после опубликованного Тер-Оганьяном заявления семеро участников выставки приняли предложение своего коллеги и в знак протеста отказались от участия в выставке в Лувре. Свою позицию они изложили в открытом письме Министерству культуры РФ. В частности, художник Диана Мачулина, которая так же должна была демонстрировать свои работы в Париже, объяснила чиновникам личную позицию в своем ЖЖ так: «Отказ в отправке работ был мотивирован внеискусствоведческими оценками – настроением серии как «недружественным» и прочими абсурдными оправданиями, в то время как истинной причиной отказа, очевидно, следует считать наступившее в Российской Федерации торжество идеологической цензуры и желание запретить любую возможность критиковать и иронизировать.

«Это решение министерства культуры якобы направлено на то, чтобы предотвратить возможный скандал, гипотетическое недовольство со стороны зрителей-мусульман, которых может оскорбить зеленый фон на абстрактной картине. Спешу сообщить, что в Париже мусульмане очень человечны, и в летний день позволяют прилечь на газон не только себе, но и католикам, и атеистам, несмотря на то, что трава здесь мусульманского зеленого цвета», - пишет Диана Мачулина.

Художники грозят чиновникам Минкультуры организацией пресс-конференции, где обещают изложить мировой общественности полную, объективную и нелицеприятную для международного имиджа России картину цензуры и состояния гражданского общества в нашей стране.