Как сообщает РБК, ссылаясь на копию законопроекта, документ вводит понятие «агрегатор товаров (услуг)», к которому предлагают отнести организации и ИП, предоставляющие на своем сайте возможность ознакомиться с товаром, заключить договор купли-продажи с продавцом и внести предоплату на счет продавца. У агрегаторов появляется обязательство довести информацию о себе и продавце до потребителя, одновременно с этим возникает и ответственность за предоставление недостоверных данных или несвоевременную доставку товара. Однако за соблюдение прочих прав потребителей ответственность несет продавец.
Как отметили в Роспотребнадзоре, агрегатор – это, по сути, не продавец, но он зачастую получает плату от потребителя, и при этом их деятельность законодательно не урегулирована. Поэтому за последние пять лет ведомство получило в 2,5 раза больше жалоб по дистанционной торговле – свыше 34 тысяч.
В то же время, как отметил представитель «Яндекс.Маркета», проект закона летом прошлого года был согласован с бизнес-сообществом и одобрен профильными ведомствами, однако текущая его версия в корне отличается от обсуждаемой ранее. Предыдущий документ учитывал интересы и потребителей, и малого бизнеса, а нынешняя редакция проекта не учитывает роль агрегатора, который фактически выступает лишь информационным посредником. Вместо этого агрегаторы фактически приравняли к продавцам, возложив на них чрезмерную ответственность перед потребителем; а также расширили поле для злоупотреблений со стороны потребителей, и возложили на агрегаторы необоснованные финансовые риски.
В Mail.Ru Group отметили изданию, что их сервис сейчас не подпадает под определение товарного агрегатора, которое содержится в законопроекте. Но как представители индустрии они считают документ излишне жестким, поскольку на агрегатор возлагают ответственность за реальный ущерб, причиненный потребителю по вине продавца, тогда как, считают в компании, эту ответственность должен нести продавец. В Rambler комментарии изданию не предоставили.