Интернет-торговля стала одним из самых стремительно развивающихся секторов экономики последних лет. Фактически создание интернет-магазина доступно любому начинающему бизнесмену. Минимум издержек за счет экономии, связанной с отсутствием необходимости арендовать дорогостоящие торговые площади и складские помещения, позволяет существенно снизить порог вхождения на рынок. А грамотная рекламная и клиентская политика позволяет охватить широкую аудиторию потребителей.
Правда, рано или поздно интернет-магазинам как и любому успешному бизнесу и приходится сталкиваться с издержками роста. А вот решать возникающие здесь проблемы можно по-разному. Например, можно продолжать наращивать обороты, а привлекательные низкие цены сохранять за счет экономии на оплате труда сотрудников и низком качестве продаваемых товаров. Как это, по мнению портала Infox.ru, делает, например, сеть Wildberries Татьяны Бакальчук, которая ради низкой цены готова торговать одеждой сомнительного происхождения. Не сертифицированную должным образом и зачастую контрафактную. Кроме того, можно торговать и вовсе без всяких разрешений, как это было в случае с продажей мягкой игрушки «Ждун», когда на Wildberries подали в суд авторы известного мема, ставшего брендом.
Отнюдь не является примером для Wildberries и клиентская политика конкурентов. Вернуть некачественный товар здесь огромная проблема, оборачивающаяся для клиентов потерей времени, а то и денег.
Так, Infox рассказывает об историях клиентов, попытавшихся вернуть купленные в Wildberries некондиционные товары. Одна из покупательниц делится в Сети своей историей покупки спортивного костюма арт. 8454603. «После первой стирки (согласно инструкции!) костюм полинял и вид у него стал ужасный, белоснежные полоски стали фиолетовыми! К носке он не пригоден», - пишет женщина. Костюм стоил 2733 рубля (неплохая цена для вещи на один раз). Вернуть костюм не удалось, так как «сотрудники магазина прислали письмо, что брак не подтвержден».
Еще одна клиентка Wildberries рассказала, что в сентябре сделала заказ и оплатила его онлайн. Но вещь забирать не стала, так как размер не подошел. «На пункте выдачи сказали, что деньгами потом можно будет либо оплатить следующий заказ, либо вернуть деньги на счет. Более недели деньги были на балансе, но ни оплатить следующую покупку, ни вернуть их на счет было невозможно, так как они были заблокированы», - посетовала покупательница, добавив, что в начале октября деньги вовсе пропали с баланса.
Другая покупательница рассказала, как купила игровую консоль Sony PlayStation стоимостью 20747 рублей, которая при первом использовании не включилась. В этот же день товар был возвращен компании с претензией о возврате товара в полной комплектации. Товар приняли, но по почте позже сообщили, что перепроверить качество консоли якобы не представляется возможным из-за отсутствия геймпада, кабеля HDMI, кабеля питания и так далее. Каким образом и кто изъял все комплектующие товара, чтобы не отвечать за поставленный брак?!» - говорится в сообщении клиентки.
Подобных жалоб на Wildberries в Интернете сотни. Да, это вам не зарубежные продавцы, которые готовы вернуть деньги по первому требованию, зачастую даже раньше, чем получат возврат бракованного товара. Что до Wildberries, то в подобном обращении с клиентами просматривается циничный расчет на неготовность людей из-за нескольких тысяч судиться с крупной компанией. Ровно в силу этого Wildberries никогда не церемонится с покупателями и практически все спорные вопросы решает наотмашь, не считаясь с интересами людей. Потери клиентов в Сети тоже не боятся: уйдут сотни, придут тысячи новых.
Также не церемонится компания и с собственными сотрудниками. Здесь откровенно пользуются непростой ситуацией на рынке труда, нанимая работников сотнями, не особо заботясь о соблюдении трудового законодательства, скидывают на работающий в нечеловеческих условиях персонал все издержки, штрафуя сотрудников по любому поводу. Wildberries, похоже, не просто экономит на оплате труда, но еще и зарабатывает, недоплачивая своим сотрудникам. Недовольных недоплатами и переработками людей без лишних слов увольняют. Как говорится, незаменимых у нас нет. Разумеется, бешеная текучка в Wildberries сказывается на качестве обслуживания клиентов.
Не церемонится Wildberries и с партнерами, договора с которыми, очевидно, не считает для себя такими уж обязательными к исполнению. С декабря 2011 года в арбитражных судах накопилось 167 дел, по которым компания Татьяны Бакальчук выступает ответчиком. Суммы исковых требований варьируются от 5 – 7 тыс. до 80 млн. рублей. Wildberries, как выясняется, не исполняет договорные обязательства по аренде площадей, нарушает законодательство о товарных знаках и так далее. В 2017 году ООО «Прайм» даже обращалось с иском о признании Wildberries банкротом.
Компанию Татьяны Бакальчук характеризует политика безответственности и пренебрежения как к банальным нормам порядочности, так и к нормам закона. Например, в Екатеринбурге недавно разразился скандал из-за того, что местный пункт Wildberries выбросил несколько тонн мусора на пустыре, прилегающем к частному сектору.
Конечно, личные финансовые успехи владелицы Wildberries Татьяны Бакальчук свидетельствуют о бурном и успешном развитии ее сети. Вот только вряд ли ее бизнес можно назвать социально ответственным и клиентоориентированным, и разного рода надзорным органам вместо того, чтобы охотиться за деньгами иностранных гигантов, не мешало бы посмотреть, что творится у них под носом.
Как напоминает Infox.ru, Wildberries «появился словно из ниоткуда, и вполне может оказаться верным предположение, что за этой онлайн-площадкой стоял изначально теневой контрафактный бизнес». Впрочем, происхождением капиталов, в отличие от цивилизованных стран, у нас интересоваться не принято. И Wildberries как вышел из тени, так и снова может в ней раствориться, когда репутация компании станет безнадежной, и бизнес перестанет «пылесосить» и приносить владельцам деньги наивных потребителей.