Прежде всего, очевидно, что она не единична. Кроме того, случившееся очень хорошо демонстрирует, насколько беззащитным и никому не нужным оказывается человек в таком положении. А, главное, сколько сил ему потребуется, чтобы доказать свою правоту.
Из первых уст
«Началось все с того, что мои друзья решили продать машину на сайте www.avito.ru Покупатели нашлись быстро, но они якобы были в данный момент в Италии. Тогда стороны договорились, что деньги будут переведены на банковскую карту моим приятелям. Но с ней возникли какие-то технические проблемы и тогда друзья попросили мой номер карты. Я, естественно, не возражал. Потом потребовался и мой номер телефона. Наверное, мне и стоило насторожиться, но, к сожалению, я этого не сделал», - рассказывает Тимофей Пешков.
А дальше произошло следующее. Как следует из официального ответа Альфа-банка (имеется в распоряжении редакции), «21 мая в 17:01 (мошенники знали, что в Москве отделения банка по воскресеньям работают до 17:00) клиенту поступил звонок на мобильный телефон, звонивший представился сотрудником Альфа-банка. В то же время Клиенту пришло смс с паролем о входе в личный кабинет и сразу же следом смс о поступлении денежных средств в размере 100 тыс. рублей. (Как потом оказалось, это был внутренний перевод с Накопительного счета на Текущий.) Мошенники, имея на руках номер телефона и номер карты клиента, осуществили вход в личный кабинет Альфа-клик хотя клиент пароль для входа в Альфа-клик не называл».
При этом, как пояснил Тимофей Пешков, представившийся сотрудником Альфа-банка человек попросил у него коды к карте и он их озвучил.
Буквально еще через несколько минут с карты было снято 250 тыс. рублей. «Я начал звонить и блокировать личный кабинет и все карты. Мне позвонили из Альфа-банка и сказали, чтобы я писал заявление в полицию и с утра приходил в банк», - говорит Пешков.
Потом был звонок из службы безопасности Альфа-банка. Оказалось, что деньги были еще на счету банка. Клиента успокоили, сказали, чтобы он не переживал. Уверяли, что надо совершить последовательные действия и деньги вернут. В понедельник с утра он оформил полагающуюся в таких случаях претензию. А днем пришло смс, что средства списаны.
Тимофей спросил, почему так произошло. В банке ответили, что сделать уже было ничего нельзя с того момента, как только были продиктованы коды. В Альфа-банке ему дали распечатку, на какую карту был осуществлен перевод. Оказалось, что карты были зарегистрированы в Ульяновске. Деньги были переведены в Сбербанк тремя переводами. На одной карте был перевод почти на 200 тыс. рублей, а на другой - 49 тыс. рублей. Крупный перевод сразу был снят со счета. А более мелкий удалось заблокировать.
«При этом удивительно, что деньги, которые идут обычно в пределах трех дней, были переведены так быстро», - замечает Тимофей Пешков.
Надо признать, что Альфа-банк, как и положено, отвечал на все обращения клиента, только были эти письма, как говориться, обычными отписками.
«Операции проведены по Вашей карте с применением метода 3D-SECURE (технологии, обеспечивающей безопасность проведения операций с помощью карт в Интернете). Для совершения таких операций используется одноразовый пароль, который направляется от банка с помощью смс-сообщений на Ваш номер телефона. Смс-сообщения по указанным операциям отправляются на Ваш номер телефона. Денежные средства были направлены в банк-получатель», - это выдержка из одного из писем.
У Альфа-банка есть определенная форма, которая подается на оспаривание операций с перечислением законов и договоров. «Я тогда говорил им: да, я совершил ошибку, когда диктовал коды, но как мошенники вошли, ведь пароля я не называл. Но в банке ответили, что ничего не знают и в этом случае надо обращаться в правоохранительные органы. Что я и сделал», - говорит Пешков.
Вас много, а я один
История общения с правоохранительными органами оказалась также непростой. «Я прописан в ЦАО, живу сейчас в районе метро «Молодежная», а обратился в полицию на улицу Осенняя, так мне удобнее. Следователь перезвонил мне и начал интересоваться, почему я пришел именно к ним. Лучше бы вам обратиться на Арбат, по месту прописки. Потом он заявил, что дело, скорее всего, будет передано либо в Кунцевское отделение полиции, либо вообще в Ульяновск. За следователем пришлось, что называется, побегать. То он отдыхал после смены, то вообще не брал трубку. Один раз он мне прямо сказал, что я у него не один потерпевший». Тогда Тимофей написал, следователю, что намерен предать эту историю огласке. Следователь ответил коротко: «Без комментариев. Дело пока у меня».
Овчинка и выделка
Сухой остаток на данный момент такой. Уголовное дело до сих пор не заведено и нет оснований обращаться в суд. Заблокированные в Сбербанке 49 тыс. рублей можно будет вернуть только по решению суда. Судьба остальных украденных денег достаточно туманна. По словам Тимофея, вероятно, их можно будет вернуть, если доказать, что пароль все-таки не назывался. Он уверен, что это сделать удастся, поскольку он смог достать аудиозапись разговора с мошенниками, где отчетливо слышно, что пароль для входа в личный кабинет он не называл. Получается, замешаны сотрудники банка?
Главное, будет ли стоить в итоге овчинка выделки? Кто знает, сколько сил и денег предстоит еще затратить? Может быть, на это и рассчитывают мошенники, понимая, что многие люди, просто столкнувшись с подобной ситуацией, махнут на все рукой.
Но Тимофей Пешков намерен бороться. Он задает неприятные для Альфа-банка вопросы. Что у них за система безопасности, если мошенники могут так просто снять деньги, имея только номер карты и номер телефона?
«Я взрослый мужчина и занимаюсь бизнесом. Если меня так просто развели, то что говорить о пожилых людях, у которых там последние крохи лежат. Выходит, что банки не отвечают за сохранность денег клиентов. А правоохранительные органы крайне вяло эти дела расследуют. На моем примере видно, что существует проблема, которую надо решать», - убежден Тимофей Пешков.
1 июня стало известно о том, что мошенники похожим образом похитили более 700 тыс. рублей с карты Сбербанка актера Владимира Носика. Похоже, что банкам действительно стоит больше уделять внимания безопасности клиентов. Иначе, какой смысл вообще хранить там деньги?