Первый заместитель секретаря украинского Совета национальной безопасности и обороны, в 2014 году исполнявший обязанности главы оборонного ведомства Украины, генерал-полковник Михаил Коваль заявил, что российские власти во время событий «крымской весны» применили пиратскую тактику и захватили принадлежащие Киеву военные суда, после чего последние были, по выражению высокопоставленного военачальника, «раздерибанены». Если Украина воспользуется предложением России о получении кораблей в их нынешнем состоянии, то будет выглядеть как «лох, стоящий на коленях». Такое развитие событий исключено, добавил Коваль. Неформальную лексику генерал-полковник использовал в ходе допроса по делу о государственной измене Виктора Януковича. Видеозапись беседы следователя с Ковалем залита в аккаунте телеканала "112 Украина" на YouTube.
Коваль выразил уверенность, что Украина должна добиваться возвращения предварительно отремонтированных военных судов и прочей техники через Гаагский суд. Последний обяжет Россию привести корабли в состояние, в котором они пребывали на момент перехода под контроль РФ, иное развитие событий исключено, добавил генерал-полковник. Он также утверждает, что десантный корабль «Константин Ольшанский» небрежно использовался российскими военными, вследствие чего пришел в неудовлетворительное состояние. Прочие же украинские судна стали донорами запчастей.
Россия с подобным подходом не согласна. Экс-командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев в беседе с «РИА Новости» сообщил, что в марте 2014 года украинские корабли уже пребывали в неудовлетворительном состоянии. Их команды покинули судна добровольно, после чего корабли оказались фактически брошенными. Военнослужащие ВМФ РФ никаких действий по выведению их строя не предпринимали. Более того, командование Черноморского флота собственными силами организовало доставку брошенных судов в единый пункт базирования в Севастополе, где они пребывают по сей день. Их охрану обеспечивают опять же российские моряки. Валуев убежден, что, если бы корабли были нужны Киеву, они были бы выведены, либо, как минимум, обеспечены охраной. К примеру, в 2014 году сухопутные военные эвакуировали на украинскую территорию всю технику, которую сочли необходимой. Чтобы снять все вопросы о состоянии кораблей, можно обратиться к бортовым журналам, резюмировал Валуев.
Напомним, в начале января российский лидер Владимир Путин сообщил, что РФ готова вернуть Украине оставшуюся на полуострове военную технику, включительно с кораблями. Техническое состояние такого имущества президент оценил как плачевное. После этого руководитель внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин заявил, что инициатива по передаче техники не была продублирована по официальным каналам. Также дипломат заверил, что Киев не пойдет на шаги, нивелирующие его политическую позицию, что стало косвенным отказом от забора боевых машин. После этого пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пояснил, что заявление главы государства следует расценивать как официальное предложение, вне зависимости от того, были ли Киеву направлены соответствующие письменные документы.
Тогда же бывший замначальника Генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенков уверял, что в 2014 году все находившиеся в Крыму суда пребывали в отремонтированном состоянии. А экс-глава Минобороны Украины Юрий Ехануров заявил, что корабли и прочие боевые машины забрать можно – как минимум, на металлолом, однако предварительно их придется проверить на минирование.
О том, что украинские военные корабли в Крыму не разграблены, свидетельствует видео, продемонстрированное в январе телеканалом «Звезда». Из него следует, что украинская субмарина «Запорожье», буксир «Кременец», тральщик «Черкассы» и другие судна находятся на стоянке, однако их корпуса обветшали и проржавели.
Оценивая позицию Киева, член Совфеда Франц Клинцевич заявил, что Украина в очередной раз демонстрирует отказ от диалога с РФ, игнорируя жест доброй воли и пытаясь исказить истинное положение дел. А сенатор от Крыма Сергей Цеков спрогнозировал, что Киев попытается использовать тему передачи кораблей как повод для обострения отношений, однако в итоге боевые машины все равно будут забраны. Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик уточнил, что в Севастополе пребывает порядка 20 кораблей, причем еще 4 года назад они были в крайне плохом состоянии, поскольку с 1990-х годов их обслуживание и ремонты не проводились. Что касается «Константина Ольшанского», то на капремонт его нужно было ставить еще в 2013 году. Показательными также являются перемещения «Запорожья». Подлодка ни разу не погрузилась, а ходила по морю между базами на буксире, в то время как на ее ремонт списывались колоссальные средства, подчеркнул Белик.