«Без маркировки – нет борьбы с контрафактом, без борьбы с контрафактом – нет цифровой экономики. Уникальность единицы товара – это не импортозамещение, это наш российский знак качества, знак честности и открытости бизнеса для покупателя, для гражданина» - Аслаханов А.А., Президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт»
Но сколько бы средств не вкладывала компания на раскрутку продукта, утратить доверие потребителя можно легко из-за подделки. Рост контрафакта, который поставляется как из зарубежья, так и производится внутри страны, на рынке минеральных вод России, может привести к потере положительного имиджа и прибыли добросовестными производителями.
Уверенное и стабильное развитие
Каждый год продажи в сегменте оборота минеральных вод в России растут в среднем на 3-4% (за исключением кризисного 2015 года, хотя и тогда падение было незначительным- всего на 0,8%). Растущий спрос, а также умеренные и относительно стабильные цены (рост в 2016 году – 1,6%, средняя цена – 30 руб.) на эти продукты, которые остаются такими за счет высокой конкуренции среди предприятий, позволили производителям занять, по данным компании Nielsen, 43% рынка безалкогольных напитков, разливая ежегодно более 5 млрд литров воды. Продажи только в первом полугодии 2017 года, по информации Росстата, составили 5,9 млрд полулитров, что на 0,6% больше, чем годом ранее.
Союз производителей бутилированных вод России насчитывает на рынке более 3,5 тыс. компаний, что подтверждает высокую конкуренцию и, в то же время, говорит об отсутствии консолидации. Между тем крупные компании (Coca-Cola - «БонАква» и PepsiСо - «Аква Минерале») занимают в нем лишь 5%. По данным Global Reach СОnsulting (GRC), лидерами российского рынка являются такие компании, как «Карачинский источник» - 6,6%, «Меркурий» - 6,5%, «Нарзан» - 6,4%, «Аквалайф» - 6,1% и ПК «Лидер» - 5,4%. Более 60% объемов продаж ??? приходится на локальные предприятия, которые представляют составляют до 1-2% рынка.
Все портит контрафакт
В то же время, вместе с уверенными темпами роста рынка минеральных вод, представители власти и эксперты отмечают и рост контрафактной продукции в этом сегменте. Это касается продукции российских производителей, так и поставляемой продукции из зарубежья. По словам гендиректора исследовательской компании Mar Consult Дмитрия Шиманова, поддельной воды на рынке достаточно много, «бывало, что объем поставок в Россию определенных вод из ближнего зарубежья в семь-восемь раз превышал потенциал скважины».
Согласно проведенным в 2015 году исследованиям «Росконтроля», два из проверенных в ходе экспертизы образца минеральной воды оказались поддельными, а два - с повышенной радиоактивностью.
Эта же проблема касается и российских производителей, в частности, таких как «Ессентуки» и «Нарзан». Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, в июле этого года, заявил о попытках превратить «Нарзан» в товарный знак и «разливать его по всей территории Российской Федерации, непонятно из каких скважин». «А по «Ессентукам» у нас есть большой дефицит с точки зрения того ресурса, который производится, и того ресурса, который фактически продается. Я могу сказать открыто: это обман потребителя - у нас столько «Ессентуков» не добывается», - подчеркнул он.
«Нарзан» власти все же смогли защитить за счет того, что Роспатент 24 ноября 2017 года продлил правовую охрану наименования места происхождения товара, что позволяет заводам выпускать «Нарзан» только в случае подписания договора с недропользователем на поставку воды этого типа из Кисловодского месторождения. "Уверен, что принятое Федеральной службой по интеллектуальной собственности решение окажет положительное влияние на регулирование рынка добычи и оборота известной минеральной воды, поможет защитить потребителей от контрафактной продукции", - отметил первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.
С «Ессентуки», в конце 2016 года, ситуация сложилась менее оптимистично. Из-за увеличения доли контрафактной продукции в августе прошлого года «Кавминкурортресурсы» остановили поставки минеральной воды некоторым предприятиям, занимающимся розливом, а в октябре 2016 года был направлен в Роспатент запрос о лишении восьми предприятий-боттлеров права заниматься розливом «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17». В декабре 2016 года Роспатент рассмотрел этот вопрос, однако принять положительное решение не удалось. Как пояснил тогда Байсултанов, законного механизма отзыва места происхождения товара нет. При этом такой запрет необходим, по его словам, поскольку государство несет финансовый ущерб, а поставки некачественной продукции под видом этой минеральной воды дискредитируют бренд.
Как защитить продукт
Власти уделяют особое внимание проблеме противодействия незаконного оборота промышленной продукции, ведь нелегальный оборот промышленной продукции, который составляет большую долю в структуре импорта Российской Федерации, в том числе минеральных вод, на территории Евразийского экономического союза наносит колоссальный вред экономике России. Значительную часть импорта составляет фальсифицированная пищевая продукция, которая может быть опасна для здоровья и жизни. Чтобы сформировать национальную систему управления качеством в этом сегменте, российское правительство разработало Стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.
В то же время, значительный объем контрафактной продукции в общем обороте промышленной продукции России не только не стимулирует добросовестных участников рынка инвестировать в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества, но и наносит колоссальные потери бюджету Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей. Для организации эффективной и системной борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, в том числе контрафактной, была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, в которой освещен, наряду с другими темами, международный опыт в этом вопросе.
Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются, помимо этого, продукция ненадлежащего качества стала охватывать все ценовые сегменты. Контрафактные товары становится все сложнее отличить от оригинала, растет доля «серого» импорта, именно поэтому в Российской Федерации начата активная работа по созданию системы отслеживания продукции легкой промышленности путем маркировки легальных товаров контрольными знаками. 10 ноября 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение Минпромторгу, Минфину, ФНС, ФТС и ФСБ подготовить проекты концепции, а также план ее реализации.
Такой метод борьбы с контрафактом уже позволил решить эту проблему на рынке меховых изделий. Маркировка этих товаров проводится государством в рамках пилотного проекта, при этом оборот контрафактной продукции за год снизился в 800 раз. С февраля 2017 года начался эксперимент по маркировке лекарственных средств на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01. 2017 г. "О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения" (вместе с "Положением о проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения")
В Европе попытки создать полноценную систему прослеживаемости товарных групп осуществляются уже почти семь лет, однако все еще находятся на стадии сериализации – путь, который Россия прошла и перегнала, предоставив готовый функционал всего цикла движения товарной единицы за год-полтора. Расширение такой системы на другие отрасли промышленности позволит выйти на новый уровень противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Ключевое участие в процессах, обеспечивающих защиту правообладателей и потребителей от контрафакта и фальсификата, принимают созданный для реализации проектов в области систем маркировки и прослеживания движения товаров Центр развития перспективных технологий и Международная ассоциация «Антиконтрафакт». В том числе ими проводятся круглые столы для участников рынка промышленной продукции, в ходе которых обсуждаются его проблемы и пути их решения.
В завершении, считаем важным еще раз подчеркнуть ключевые тезисы в обращении к производителям товаров Президента Международной ассоциации «Антиконтрафакт» А.А. Аслаханова: «Международная ассоциация «Антиконтрафакт» всегда была и остается посредником и связующим звеном между государством и открытым, прозрачным, честным бизнесом. Можно ответственно сказать, что проект Концепции всеобщей маркировки до 2024 года – это плод и нашего труда, наших встреч и совместных обсуждений. Мы всегда, на всех проводимых нами форумах, круглых столах старались найти компромисс и сделать шаг вперед, общий шаг - и Государства и Бизнес-сообщества. Жаль, что порой нас не слышат и читают кольцо Соломона: «Всё проходит, и это пройдет». Без маркировки – нет борьбы с контрафактом, без борьбы с контрафактом – нет цифровой экономики. Уникальность единицы товара – это не импортозамещение, это наш российский знак качества, знак честности и открытости бизнеса для покупателя, для гражданина».