Премьера состоялась еще в феврале, но затем вмешался коронавирус. И вот снова, как пишет пресса, выступит «король - в любой роли, который все два часа спектакля не уходит со сцены: поет, танцует, фехтует». Как и привык за более полувека служения этому любимому народом жанру веселья, добра и красоты. А ведь в этот день Герарду Васильеву исполнится 85 лет!
Сцена из мюзикла Г.Шайдуловой «Король Артур»
…По поводу имени Герард, которое, прямо скажем, рядом с фамилией Васильев звучит не слишком логично, есть вполне логичное предположение. Будущий артист родился в Архангельской области в семье метеорологов Вячеслава Константиновича Васильева и Татьяны Николаевны Тургеневой. Наверное, поэтому родители и назвали сына в честь составителя карт Севера нидерландского картографа Герарда Меркатора. Но это лишь его предположение - мать Герард Васильев потерял, когда ему исполнилось 7 лет, отец погиб на фронте в 1943 году.
Вторым родным домом для него стало Горьковское Суворовское училище, где он ярко отметился в качестве запевалы в строю. Дальше была учеба в Общевойсковом военном училище им. Верховного Совета РСФСР, по окончании которого его определили в Ленинград на Центральные автомобильно-тракторные курсы. И стать бы Васильеву кадровым военным – он был назначен командиром целого взвода. Но… на другой день после получения лейтенантских погон Васильев держал экзамен в Ленинградскую консерваторию и был принят на вечернее отделение вокального факультета.
- Два с половиной года я совмещал армейскую службу с учебой в консерватории, - говорит Герард Вячеславович. - А закончив учебу, получил приглашение в Новосибирский театр оперетты.
Добавим от себя, что широкого признания молодому артисту долго ждать не пришлось: за 8 месяцев работы в Новосибирске он исполнил 6 главных ролей. И сразу его приглашают солистом в Московский театр оперетты, который стал его судьбой.
- То, что Герард Васильев — истинный классик жанра оперетты, ни у кого сомнения не вызывает. Удивляет Ваше редкое ныне появление на телеэкране, участие в различных артистических тусовках, где привычно и надоедливо мелькают одни и те же лица. Что это - Ваша творческая позиция или результат игнорирования ТВ искусства оперетты? Кстати, как Вы относитесь к популярному ныне мему «звезда»? Вы разве не считаете себя таковой?
- «Светские» тусовки мне попросту неинтересны, хотя повидаться с дорогими мне коллегами всегда рад. В прежние времена артисты различных театров и жанров участвовали в сборных концертах Филармонии или Москонцерта. Какие то были встречи! Сейчас их нет, а жаль! Что касается интереса ТВ к моему жанру? Оно, действительно, мало интересуется опереттой, в лучшем случае покажут интервью с артистом. По правде говоря, и народ теперь редко увлекается сидением перед «ящиком» - все внимание нынче приковано к Интернету, где оперетты хватает, что свидетельствует о неугасающем интересе к ней публики. Там можно найти все: и старые записи классических спектаклей, и современные постановки, и творческие вечера. Так что мы не страдаем от невнимания телевизионных боссов. А что касается звездности, считаю это явлением временным и порой незаслуженным.
- Ваша любимая роль?
- Наверное, Эдвин в оперетте Имре Кальмана «Сильва». Это была моя первая роль в театре. Тогда я был молод, и впервые на сцене чужими словами, но совершенно свободно объяснялся в любви. А, в общем, я люблю все свои спектакли.
К слову, Герард Вячеславович не назвал еще одной роли, ставшей для него знаковой. Это мистер Икс в «Принцессе цирка» Имре Кальмана. Именно этот спектакль стал, как принято говорить, судьбоносным в его жизни, когда роль Теодоры Вердье исполняла молодая артистка Жанна Жердер. Объяснение Теодоре в любви на сцене плавно перешло в настоящее взаимное глубокое чувство, которое продолжается уже без малого два десятилетия и которое принесло их семье потомство – сыну Сергею исполнилось уже 17 лет.
- Вы, Герард Вячеславович, могли стать профессиональным военным, и если бы вдруг где-то появились в форме, никого бы, пожалуй, это не удивило. А вот некоторые певцы время от времени как раз этим щеголяют, хотя к воинским атрибутам и регалиям имеют крайне отдаленное отношение. Как Вы относитесь к такому преображению?
- Все это несерьезно. Меня больше волнует то, что во многих современных фильмах о войне и воинской службе часто наблюдаю неправильно подобранную форму одежды и артистов, не умеющих ее носить. К сожалению, люди, понимающие в этом, уходят, а пришедшие им на смену не удосуживаются поинтересоваться, как это на самом деле должно выглядеть.
С народной артисткой СССР Татьяной Шмыгой в фильме «Граф Люксембург»
- Долгие годы Вашей партнершей по сцене была Татьяна Шмыга. Не поделитесь ли ее отношением к профессии? Кого еще из Ваших партнеров по сцене Вам бы хотелось назвать?
- О Татьяне Ивановне Шмыге сказано и написано довольно много. Не буду повторяться, и все же… Мне довелось быть ее партнером и в спектаклях, и в телефильмах, и в многочисленных концертах. Всегда и везде она поражала своей собранностью, была точна в своей роли и внимательна к партнеру. Я люблю театр за коллективную работу. Конечно, случается, когда «и один в поле воин», но с удовольствием вспоминаю спектакли с Татьяной Саниной, Александром Гореликом, Тамарой Лагуновой, Владимиром Шишкиным, Вячеславом Богачевым… А в спектакле «Фея карнавала» я огромное удовольствие получаю от партнерства со Светланой Варгузовой и Юрием Веденеевым. А сколько молодых замечательных актеров работает сейчас в моем родном Московском театре оперетты!
Татьяна Шмыга, Герард Васильев Дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты "Сильва"
- Кстати, о молодом поколении. Что для Вас как педагога ГИТИСа первично при отборе будущего Вашего воспитанника: голос или актерские данные?
- При наборе студентов для меня важен комплекс, необходимый для актера музыкального театра: внешние данные, живость характера, темпераментная выразительная речь, тембр голоса. Всему остальному научим.
- Как президента конкурса молодых артистов оперетты «ОпереттаLand» Вас не беспокоит отсутствие в репертуаре театров страны замечательных советских оперетт Дунаевского, Милютина, Стрельникова и т.д.? Не является ли это признаком ослаблении зрительского интереса к жанру оперетты?
- Отсутствие или малое присутствие в репертуаре театра оперетт советских композиторов заметно, и часть зрителей, действительно, скучает по ним. Но ставить их сегодня сложно из-за крайне слабого драматургического материала. Наверное, можно переписать либретто, но как быть с авторским правом? А, может быть, не нужно ничего переписывать, ведь и в наши дни создаются весьма достойные произведения в этом жанре. В афише нашего театра довольно много отличных спектаклей современных авторов. А об «умирании» оперетты стали говорить почти сразу после ее рождения. Однако великий Легар как-то сказал, что «умирает не оперетта, а те, кто не умеют с ней обращаться».
- Какие сны снятся артисту оперетты?
- Вы будете смеяться. Во сне я строю дома.
- Чем Вы объясняете свежесть Вашего вокала даже в почтенном возрасте и в чем видите преимущество этого возраста по сравнению с более молодым?
- Я ценю свой голос и стараюсь бережно с ним обращаться. К тому же, преподавая вокал в ГИТИСе, совершенствуюсь вместе со своими студентами. Что касается почтенного возраста, считаю, преимущество у него лишь одно – опыт.
- Что цените больше всего в людях и чего категорически не приемлете?
- Ценю честность и доброту, не приемлю зависть, ложь, конформизм.
- Юмор в Вашей жизни имеет место?
- Без него в окружающей нас действительности просто не прожить.
- У вас есть свой девиз?
- «Тяжело в ученье - легко в бою!» (А. В. Суворов).