Бизнес-центрам нездоровится

Пандемия коронавируса изменила формат работы коммерческих и государственных структур, у которых от трети работников продолжают работать удалённо. И это отражается на заполняемости, а, значит, доходах и выживаемости бизнес-центров. В Нижнем Новгороде обсудили сегодняшний и завтрашний день индустрии.

Нижний Новгород давно не получал новых БЦ

Мероприятие организовано компанией IDEM, оказывающей консалтинговые услуги в сфере торговой недвижимости. Как выяснилось, за последние 4 года в Нижнем Новгороде не открылось ни одного нового бизнес-центра, а те, которые запланированы к запуску в эксплуатацию в текущем году, могут перенести сроки.

«Нижний Новгород предпочитает бизнес-центры класса B (45% от общего числа) как наиболее оптимальные по соотношению «цена/качество», - рассказал руководитель отдела стратегического консалтинга IDEM Денис Зыков. Всего в областном центре — 112 бизнес-центров, из них класса А — 17%. Спрос на офисные пространства дифференцирован: либо помещения до 20 квадратных метров, либо 800 - 1200 «квадратов». Наиболее плотно заселена бизнес-центрами нагорная – центральная часть города — 70% от общего числа. При этом доходность бизнес-центров всё время снижается и скоро будет на уровне 6-7%, прогнозирует Зыков. Распространён дисконт при долгосрочной аренде — до 20% к заявленной стоимости. В пандемию коронавируса начала расти дебиторская задолженность арендаторов перед арендодателями, что поставило последних в сложные условия. Фиксируется съезд якорных арендаторов или сокращение ими арендуемых площадей. Свободные площади выросли до 5% с 1% до коронавируса. Посещаемость БЦ упала во время пандемии в 2-3 раза из-за перехода компаний на удалённую работу и такая ситуация, скорее всего, сохранится надолго.

Реклама на веке

Трансформация форматов неизбежна

И впереди у бизнес-центров мало радостного с учётом того, что на горизонте маячит новый мировой экономический кризис, хотя глобальная и российская экономики ещё не оправились от коронавирусного шока.

Зыков видит возможность выживания БЦ в трансформации классических форматов, в частности, размещение на первых этажах объектов инфраструктуры, направленных на услуги горожанам, а не компаниям. Стоит учитывать особенности психологии и ценностных ориентиров миллениалов и предлагать им приемлемые условия размещения в бизнес-центрах.

Коммерческий директор БЦ «Время» Дмитрий Кочкин, в свою очередь, уверен в том, что стоит по-разному подходить к работе с крупными и мелкими арендаторами, но и к тем, и к другим необходимо проявлять лояльность — и они ответят тем же.

Ситуацией в Москве и мире с коммерческой недвижимостью поделился партнёр PFM Solutions Гайк Папоян. В столице БЦ активно осваивают новые форматы, при том, что сроки арендного договора сокращаются с 3 - 5 лет до года - двух. Папоян считает, что необходимо создать новую классификацию бизнес-центров, так как последняя, созданная 7 лет назад, уже не отражает реалии.

Участники бизнес-завтрака сошлись во мнении, что ожидать оживления на рынке БЦ стоит не раньше апреля 2021 года. При этом не будет массового сброса активов, которые можно было бы купить с большим дисконтом. Прозвучала информация, что банки, у которых бизнес-центры находятся в залоге, начали готовить кадры по управлению этими объектами, понимая, что, скорее всего, реализовать их за деньги на открытом рынке не получится. Да и рынка как такового нет — инвесторы охладели к бизнес-центрам как инвестиционным проектам.

Реклама на веке
Из обители - в СИЗО Слушания по делу Tiffany и LVMH начнутся в январе