Красноярск - один из самых грязных городов России. Исторически виноват в этом статус индустриального центра, хотя в последние годы на первое место в рейтинге источников загрязнения вышел транспорт. По данным Росприродназдора, в городе сейчас 35% всех выбросов дают именно автомобили. Еще 29% - алюминиевый завод компании РУСАЛ, а 23% - крупные ТЭЦ (СГК). Если брать край в целом, то в СФО он находится на первом месте по числу выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (2,6 млн. тонн в 2017 году), на втором - по образованию отходов и на третьем - по сбросу загрязненных сточных вод.
На государственном учете в регионе находится 1,2 тыс. предприятий, наносящих вред окружающей среде, большая их часть сконцентрирована в центральной группе районов края и на севере – в Норильском промышленном районе. Решено, что Красноярск станет пилотной площадкой для реализации комплекса мер по спасению его от выбросов. Напомним, в мае президент РФ Владимир Путин дал указание разработать соответствующий план совместными усилиями краевого и федерального правительств. Предполагается, что впоследствии практика эта будет распространена на остальные промышленные мегаполисы.
Экологическое оздоровление Красноярска займет несколько лет. Как заявил председатель комитета по природопользованию и экологии красноярского Заксобрания Александр Симановский, в этот экологический план вошли и предложения независимых экологов и общественных организаций: всего около 25 мероприятий. Но основу составляют инициативы краевой власти. Благо, все они в предыдущие годы озвучивались множество раз. «На период с 2018 по 2024 год для улучшения экологической ситуации необходимо 192 млрд. рублей. Мы хотим получить 119 млрд. рублей из федерального бюджета. Краевой бюджет должен потратить 14 млрд., бюджет города Красноярска - 221 млн., внебюджетные источники - почти 60 млрд.», - заявил и. о. краевого министра природопользования и экологии Владимир Часовитин. Главная задача – очистить атмосферу над городом. Этим займутся крупнейшие предприятия как главные виновники. Так, РУСАЛ обязался за 6 лет сократить выбросы в Красноярске на 5,8 тонны. Сибирская генерирующая компания – на 17,8 тонны. СГК, в частности, приступила к реконструкции ТЭЦ-1, одной из старейших в Сибири. Затем в плане значится снос аварийного жилья и жилья с печным отоплением (а они дают примерно 8-10% смога над Красноярском), а также перевод части жилфонда на газовое отопление.
Второй по важности блок касается транспорта. До 2024 года весь общественный автопарк в городе будет заменен на современные машины, работающие на ГСМ не ниже четвертого класса евростандарта. Муниципальным предприятиям нужно приобрести около 250 автобусов, что потребует свыше 8 млрд. рублей. Почти 500 единиц техники закупят частники за свои средства. Сделают они это в добровольно-принудительном порядке, поскольку в будущем до торгов на обслуживание городских маршрутов будет допускаться только автотранспорт высокого класса экологичности. Планируется также реконструировать объекты транспортной инфраструктуры, довести до логического завершения проект железнодорожного кольца для электропоездов вокруг Красноярска, возобновить строительство метрополитена, рекультивировать две крупные свалки, реконструировать левобережные очистные сооружения и очистить от водорослей Абаканскую протоку Енисея. Большинство городских дорог наконец-то будут оснащены ливневой канализацией, что обойдется в 15 млрд. рублей.
И, наконец, будет ограничена вырубка лесов в окрестностях Красноярска. Для этого вокруг города создается лесопарковая зеленая зона общей площадью 200 тыс. га. Сейчас ее границы обсуждаются с близлежащими районами. Кстати, добавим, что в Сибири многие крупные города пришли к подобной идее. Зеленый пояс создается в Улан-Удэ. На днях проект создания лесопаркового зеленого пояса вокруг Читы одобрили депутаты Заксобрания Забайкальского края.
Перечень мероприятий должен быть утвержден правительством РФ до 15 июня, хотя не исключено, что он будет корректироваться в будущем. И вид, в котором его согласует федеральный центр, не окончательный. Как это было, например, с подготовкой у Универсиаде-2019, финансирование которой уже неоднократно пересматривалось в сторону увеличения. В частности, у Москвы есть сомнения относительно метрополитена. Это один из самых затратных пунктов, но дело не только в дороговизне. Разработанный в СССР проект подземки устарел и не охватывает как раз самые быстро растущие районы Красноярска. И специалисты не верят, что красноярцы массово откажутся от личного автотранспорта ради метро. Есть и другие вопросы. «Ранее был обозначен ряд целевых показателей, которые надо достичь до 2024 года. Например, уменьшение совокупных выбросов в Красноярске не менее, чем на 20%. Но если суммировать предложенные на данный момент меры, то они дают лишь 11,9%», - считает депутат Заксобрания Сергей Толмачев.
«Справится с промышленными выбросами вполне реально, была бы на то политическая воля. И в России успешные примеры есть. Несколько лет назад такую экологическую программу реализовали в Стерлитамаке. Там предприняли несколько не очень сложных шагов, до которых в Красноярске почему-то додуматься не могли. Например, стали ловить виновников выбросов по маркерным соединениям, которые характерны для конкретного предприятия. Так уже никто не отвертится. На каждую трубу в городе поставили газоанализатор, который все данные в реальном времени передает в систему госнадзора. Со всех предприятий взяли обещание пропускать на свою территорию в любое время суток дежурных межведомственной экологической группы. И, кстати, сами же предприятия обязались закупить современные газоанализаторы и оплатить создание автоматизированных пунктов контроля. Итого: всего за три года в Стерлитамаке случаи превышения ПДК загрязняющих веществ сократились в три с лишним раза, и его исключили из списка российских городов с очень высоким уровнем загрязнения», - заявил «Веку» председатель Экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов.