Как заявил министр транспорта Красноярского края Константин Димитров, железную дорогу, строительство которой рассматривается несколько лет, могут сделать не только пассажирской, но и грузовой. Такой вариант сейчас обсуждается с Министерством транспорта РФ и РЖД. Плюс – к аэроэкспрессу прибавляется также и обычная электричка. Руководство краем изучило опыт других регионов и пришло к выводу, что ветка не сможет быть окупаемой, если займется простой транспортировкой прибывающих в аэропорт граждан.
Об этом, впрочем, говорилось с самого начала, когда в ходе подготовки к Всемирной зимней Универсиаде-2019 у руководства субъекта РФ возник этот инфраструктурный проект. У главной воздушной гавани Красноярского края недостаточный годовой пассажиропоток. Коронавирусная инфекция уменьшила его еще больше. Как сообщили «Веку» в пресс-службе международного аэропорта Красноярск им. Д. А. Хворостовского, в прошлом году общий пассажиропоток здесь сократился на треть - до 1,6 млн. человек. Зато план по грузоперевозкам был значительно перевыполнен. Всего за прошедший год в аэропорту было совершено 13 408 взлетно-посадочных операций (ВПО). Трафик грузовых рейсов составил 3,1 тыс. ВПО вместо 928 в 2019 году. Общий грузопоток достиг 16,4 тыс. тонн.
Перед глазами Красноярска, главным образом, пример Казани. Там в 2013 году проходила Всемирная летняя Универсиада, к которой татарстанский аэроэкспресс до главного аэропорта региона был запущен. Бюджету и РЖД он обошел в 12 млрд. рублей. Изначально оператором новой линии было как раз московское ООО «Аэроэкспресс». Довольно скоро после открытия проект пришлось оптимизировать. На момент запуска годовой воздушный пассажиропоток в Казани не дотягивал даже до 2 млн. человек (у Красноярска, например, в том же году он был 2,064 млн. пассажиров). Специалисты же говорят, что для минимальной окупаемости требуется 3 млн. И вот уже в 2014 году с линии пришлось снимать дорогостоящие немецкие составы «Ласточка», заменив их на российские модернизированные электропоезда. А в 2015 году «Аэроэкспресс» ушел из Казани, отдав линию «дочке» РЖД компании «Содружество». И сейчас казанский аэроэкспресс, по сути, обычная пригородная электричка с субсидируемыми тарифами.
Новые дополнительные функции железной дороги Красноярск – аэропорт Красноярск, которые рассматривает краевое правительство, повышают ее шансы на финансирование. В частности, у проекта, стоимость которого оценивается в 7 млрд. рублей, по словам министра Димитрова, уже есть два потенциальных инвестора – крупные российские транспортные компании.
Как писал ранее «Век», вариантов строительства ветки было несколько. Самый сложный – проложить новую трассу с нуля от Красноярска до аэропорта. Его отмели почти сразу. Затем вспомнили, что у аэропорта уже есть выход на Транссиб в районе станции Кача. Это технологическая железная дорога, по которой возят топливо и грузы. Но она не электрифицирована, поэтому сейчас здесь могут ходить только тепловозы. К тому же эта железнодорожная ветка является однопутной и находится в частных руках. Есть и еще один существенный минус - значительная протяженность. В итоге нашли промежуточный вариант - тянуть ветку длиной 34 км от пригородной станции Бугач.
Средства к Универсиаде обещали федеральный бюджет и РЖД. Но затем Минтранс РФ передумал и назвал стройку экономически нецелесообразной, предложив возить гостей Красноярска современными автобусами. Но регион все равно не отказывается от этих планов, поскольку железная дорога до аэропорта может решить множество задач. Маршрут ветки проходит через многие населенные пункты Емельяновского района, которые находятся в зоне притяжения Красноярска – деревни Минино, Дрокино, сам райцентр Емельяново. Это десятки тысяч человек трудоспособного населения, чья мобильность значительно повысится. На то, что строительство все-таки начнется, рассчитывают и в аэропорту. Для компании это основа для перспективного роста пассажиропотока (в полтора раза - до 3 млн. человек к 2027 году) и грузопотока.
Стоит, правда, добавить, что никаких конкретных сроков начала строительства руководство Красноярского края уже не называет. А в одной из транспортных компаний, которую регион упомянул в качестве потенциального инвестора, на просьбу «Века» прокомментировать ситуацию ответили гробовым молчанием.