Официальное закрытие базы состоялось во вторник, 24 декабря. И для Красноярска это действительно стало событием, которого ждали не одно десятилетие. Как писал ранее «Век», вынос опасного объекта за черту города обсуждали еще в 1980-е годы. Когда нефтебазу строили - на рубеже 20-30-х годов прошлого века, она располагалась на дальней окраине, вдали от жилых массивов. Как, кстати, и многие другие промышленные предприятия в краевом центре. Но потом база оказалась окружена домами. А несколько лет назад совсем рядом с ней построили еще и гипермаркет. Кроме того, во времена строительства базы вопросы охраны окружающей среды никого особо не волновали. Иначе резервуары с ГСМ ни за что бы не возвели на берегу Енисея. У прокуратуры и Росприроднадзора в наши дни регулярно возникали претензии к работе предприятия из-за утечек нефтепродуктов в реку. Долгожданное решение о прекращении его работы приняли в июле. «Данный вопрос назрел давно. Площадка находится в очень привлекательном с точки зрения градостроительного потенциала месте, и наша общая задача – в будущем сделать ее одной из визитных карточек Красноярска. При этом обустройство территории должно отвечать современным, ориентированным на человека требованиям», - заявил губернатор Красноярского края Александр Усс.
Городская нефтебаза была основным активом «Красноярскнефтепродукта». Эта компания находится в краевой собственности. Закрытие объекта не отразится на поставках топлива потребителям, уверяют чиновники. Мощности закрытого предприятия распределили между другими филиалами - в Назарово и Заозерном. Большую часть – в Назарово, где местной нефтебазе пришлось пройти через масштабную реконструкцию, поскольку она лишь на 5 лет моложе красноярской. Предприятие было перезапущено в сентябре этого года. «Проект ликвидации нефтебазы в Красноярске требовал четких решений, чтобы все продолжало бесперебойно работать. Мы решили дать вторую жизнь Назаровской нефтебазе. Прежде она не совсем вписывалась в логистику, теперь же это важнейшее направление и важнейший объект, который будет обеспечивать топливом западную часть края и Красноярск. Ее мощности выросли с 10-15 тыс. тонн до 100 тыс. тонн ГСМ в год», - пояснил гендиректор КНП Борис Золотарев.
Ранее, кстати, обсуждался вопрос простого переезда красноярской нефтебазы куда-нибудь в пригород Красноярска поблизости от железной дороги с сохранением ее головного статуса. Весь вопрос упирался в средства. Бюджет не был готов тратить на это несколько миллиардов рублей. Финансовое положение КНП, которое в последние годы пошатнулось из-за растущей конкуренции со стороны крупных сетей АЗС («Газпромнефти» и «Роснефти» в первую очередь), тоже не позволяло такие траты. Судя по официальной финансовой отчетности «Красноярскнефтепродукта», выручка компании выросла с 14,1 млрд. рублей в 2017 году до 17,3 млрд. рублей в 2018-м. Но чистая прибыль при этом упала с 95 до 61 млн. рублей.
В итоге решили избавиться от красноярского предприятия полностью, да еще и заработать на этом денег. Компания «Красноярскнефтепродукт» намерена продать землю после демонтажа оборудования. По примерным оценкам, за участок можно получить до 2 млрд. рублей. Учитывая, что строить новый объект не пришлось, розничный оператор после всех телодвижений при таком раскладе останется в хорошем плюсе. Планы по застройке освобождающейся территории уже есть. Здесь построят около 250 тыс. кв. м жилья. Для сравнения: в год в Красноярском крае вводится в эксплуатацию примерно 1 – 1,3 млн. кв. м жилья. Редевелопмент позволит решить и вопрос с рекультивацией территории - за годы эксплуатации земля под резервуарами буквально пропитана бензином. Экологи говорят о сформировавшейся подземной линзе ГСМ.
«Закрытие нефтебазы, безусловно, улучшит экологию в городе. Речь о выводе объекта шла не один десяток лет. А эта территория теперь будет развиваться. Мы уже ведем диалог по параметрам будущей застройки. Хотя это и не быстрый вопрос», - заявил на церемонии закрытия, на которой присутствовал корреспондент «Века», заместитель главы города Олег Животов. «Это историческое событие. Нефтебазе - 90 лет, она решала важные стратегические задачи, в том числе по северному завозу. Но времена меняются, растет город вокруг, изменяется логистика. Поэтому сегодня требование времени — освободить эту территорию под жилую застройку. Конечно, задачи предприятия по обеспечению населения топливом остаются, и для этого есть другие нефтебазы КНП, просто изменилась логистика доставки, - заявил краевой министр промышленности, энергетики и ЖКХ Евгений Афанасьев.