Как отмечают эксперты, туристов отпугивают не сами цены (они в среднем не выше, чем в Сочи), а стремительный их рост в последние два года. В сознании россиян за Крымом закрепилась репутация «дешевого отдыха», и изменение ценового статуса туристы воспринимают «в штыки». Впрочем, рост цен вполне оправдан: после вхождения Республики Крым в состав РФ полуостров интегрировался в экономику страны, возросли не только зарплаты населения, но и розничные цены, а также затраты крымских отельеров. Именно этим объясняется рост цен на 50% за два года, который так трудно принять многим туристам, привыкшим к тому, что отдыхать в Крыму дешевле, чем в Краснодарском крае.
Непопулярность Крыма обусловлена как раз-таки неприятием туристами данного направления «на ценовом уровне Сочи», а не повышением цен отельерами в этом году. Чуть ранее АТОР анализировала цены в гостиницах Сочи. По оценкам экспертов, картина примерно соответствует крымской: увеличение на 10-15% в среднем и на 20-30% в отдельных наиболее востребованных объектах.
Еще одной причиной падения интереса к Крыму в этом году туроператоры называют увеличение доли туров на зарубежные курорты. В этом смысле возобновление чартерного сообщение с Турцией дало возможность россиянам вернуться к привычному формату отдыха, оказавшемуся недоступным в прошлом году. Турция привлекает туристов и ценой, правда, во многом разница в ценах между курортами РФ и Турции объясняется беспрецедентными скидками, которые предлагают турецкие отельеры в этом сезоне.
Впрочем, отмечают в АТОР, Турция - не единственная и даже не главная причина падения интереса к Крыму и другим отечественным курортам. Об этом, в частности, свидетельствует и тот факт, что снижение объемов бронирования туров в Турцию, произошедшее на фоне появившейся информации о возможном прекращении чартерного сообщения, не вызвало симметричного роста спроса на внутренние направления.
На сегодняшний день главным конкурентом Крыма является вовсе не Турция, а Краснодарский край, убеждены эксперты. На этом курортном направлении также отмечается снижение спроса и работающие там отельеры уже включились в борьбу за клиентов, тем самым «отбирая» туристов у Крыма. Представители туроператоров отмечают, что целевые туристические аудитории Турции и Крыма разнятся, и это следует обязательно учитывать при продажах крымского турпродукта.
Крым превосходит Турцию по целому ряду факторов. В частности, он будет куда более привлекателен для тех, кто заинтересован в лечебном туризме, который на турецком направлении развит в гораздо меньшей степени, да и цена на курортах полуострова в конечном счете окажется ниже. Более развита в Крыму и экскурсионная составляющая, что также является несомненным плюсом в пользу крымского направления.
В связи с этим власти Крыма и отельеры полагают, что полуострову следует перестать подражать Турции, а выбрать собственный путь развития, предлагая другие форматы отдыха для туристов. Свою позицию чиновники поясняют тем, что бюджетный отдых по системе «все включено» крымским отельерам вряд ли удастся приблизить по стоимости к аналогичным предложениям в Турции, где, как подсчитали в Министерстве туризма Крыма, отдых почти на треть дешевле.
Между тем, падение спроса по всем без исключения внутренним направлениям было вполне ожидаемым, поскольку участники рынка понимали, что повторения уникальной ситуации с закрытием двух наиболее популярных направлений - Турции и Египта – ждать не стоит. Так что Крым не является каким-то исключением.
Как отмечают эксперты, значительный всплеск турпотока также был обусловлен приходом на направление крупных игроков туррынка. Этот фактор в полной мере «отыграл» в прошлом сезоне, а потому надеяться на повторение прошлогодних показателей не стоит.
Согласно статистике властей Крыма, в прошлом году на полуострове отдохнули 5,6 млн туристов, то есть на 21% больше, чем в 2015 году.