В те времена темпы роста рынка доходили до 70% в год. Сегодня его рост, по данным аналитиков, составляет 10-15% в год. Сегодня лапшу на рынок поставляют более десятка производителей, лидерами же среди них являются Доширак (20% объема продаж всего рынка) и Роллтон (17% или около 1 млрд. упаковок в год).
По мнению конкурентов, корейскому производителю Korea Yakult, который владеет брендом Доширак, работать в России проще всего, поскольку у себя на родине он уже производит полный спектр быстрой еды. Поэтому, как только у российского потребителя появляется потребность в новом вкусе или соусе, их немедленно внедряют, не тратя времени на разработку, дизайн упаковки и усовершенствование технологий. Впрочем, похоже, что в ближайшее время безоблачное существование Доширака на российском рынке может закончиться и ему придется пройти через жернова отечественного правосудия.
Дело в том, что юристы МРОО Общество защиты прав потребителей (www.ozpp.ru) нашли факты нарушения Федерального закона О защите прав потребителей, которые допускает компания Korea Yakult. Дело в том, - рассказал Веку юрист ОЗПП Павел Морозов, - что в нарушение прописанных в законе норм на упаковках лапши быстрого приготовления Доширак информация, предназначенная для потребителей (в частности, о составе продукта, пищевой ценности, способе приготовления и другая) напечатана таким мелким шрифтом, что даже люди, обладающие хорошим зрением, прочитать ее могут с большим трудом.
В то же время, как заметил Павел Морозов, на этих же упаковках напечатаны очень отчетливые, красочные изображения готовых блюд с ингредиентами (мясо, овощи, грибы и т. п.), не входящими в состав лапши быстрого приготовления и напрямую не относящимися к способам ее приготовления. Причем, самого продукта, содержащегося внутри упаковок, за этими ингредиентами почти не видно. Информация же о том, что эти картинки отображают способы сервировки, также напечатана очень мелким шрифтом. Аналогичный способ подачи информации компания Korea Yakult использует и для рекламы Доширака.
В своей совокупности указанные приемы отображения информации на упаковках и в рекламе вводят многих потребителей в заблуждение относительно состава и потребительских качеств Доширака, - заявил Павел Медведев. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения в нашу организацию обманутых несоответствием внешнего изображения и внутреннего содержания продукта, возмущенных покупателей.
Как полагает юрист ОЗПП, такой способ подачи информации применяется компанией Korea Yakult для введения покупателей в заблуждение и нарушает их права, закрепленные в ФЗ О защите прав потребителей, на получение достоверной и полной информации о товаре, его производителе и иных существенных сведений, необходимых для осознанного выбора нужного потребителю товара. Заметим, что по данному факту ОЗПП направило в адрес компании Korea Yakult соответствующую претензию с требованием изменить в соответствии с российским законодательством упаковку лапши быстрого приготовления Доширак, сделать нанесенную на нее информацию понятной для покупателей.
Однако, в ответе на нашу претензию генеральный директор российского филиала компании Korea Yakult господин Ко Ен Пог, образно говоря, сделал широкие глаза и не признал факта предоставления потребителям ненадлежащей информации, - сообщил Павел Морозов. Более того, он отказался выполнять требования о прекращении противоправных действий.
В связи с этим ОЗПП подготовило исковое заявление в Черемушкинский районный суд г. Москвы, в котором потребовало признать действия корейской компании противоправными и обязать ответчика прекратить их. Слово теперь за представителями столичной Фемиды. Заметим, что, как правило, в подобных случаях суды встают на сторону потребителей.