Торги, на которых планировалось приобрести машины на сумму 6,5 млрд рублей, были объявлены несостоявшимися — слишком уж нахально лоббировал продвижение продукции француского концерна Eurocopter бывший министр связи, «питерский связист» Леонид Рейман. Машины для российской армии должны были изготавливаться в Европейском Союзе, а в РФ только собираться «отверточным способом» – на предприятии, принадлежащем Рейману. Запредельные суммы, пожертвованные бюджетом на этот «трудоемкий» процесс, должны были исчезнуть в оффшорах этого же почтенного долларового миллиардера.
Подобных вертолетов министр обороны Анатолий Сердюков планировал приобрести много – сначала 45, а потом и сто штук. Накануне тендера в военном ведомстве обращали внимание, что французские летательные аппараты AS350/355 Ecureil не соответствуют даже минимальным требованиям Министерства обороны России. Время лишь подтвердило эту истину — переданные армейцам для оценочных испытаний машины так и не поднялись в воздух. Более того, к вертолетам, которые были объявлены «уникальной отечественной разработкой» не оказалось даже инструкций на русском языке!
AS350/355 Ecureil уже два месяца стоят на аэродроме Чкаловский. По мнению деловых изданий, такая ситуация продлится до тех пор, пока в оборонном ведомстве не найдут хотя бы формальное применение французскому железу. «Все пять поставленных в июне вертолетов Eurocopter до сих пор никак не оформлены и не зарегистрированы. Никаких полетов не проводится. Это пока просто груда металла. Они находятся на хранении в 929-м ГЛИЦ (Государственный летно-испытательный центр) Минобороны и стоят на аэродроме Чкаловский в Подмосковье, — рассказал собеседник «Известий».
В настоящий момент специалисты военного ведомства заняты переводом летно-эксплуатационных инструкций для вертолетов, которые представлены на английском и французском языках. К тому же, как оказалось, летчики не могут летать на этих вертолетах, не пройдя предварительно курс обучения в одном из центров Eurocopter во Франции. То есть, фактически, Россия приобрела на свои же деньги продукцию у потенциального конкурента, да и та продукция на поверку оказалась обычным металлоломом — по полтора миллиона долларов за штуку, кстати.
Нетрудно заметить, что большинство попыток закупать для российской армии иностранную военную технику, как правило, несут в себе коррупционную составляющую. Если идею с «Мистралем» хотя бы можно объяснить катастрофическим состоянием флота, то иначе, чем личным материальным интересом лоббиста Реймана, нельзя обосновать, для чего России нужны закупки вертолетов у наших конкурентов, при наличии намного лучшей техники отечественного производства, например, Ка-226. Но что означают интересы страны по сравнению с интересами Реймана, который в узком круга любит рассказывать про «моего друга Путина». Ведь ни для кого не является секретом, что звание «друга» более эффективно, чем любая другая должность открывают двери в любые кабинеты. И как мог министр Сердюков, скажите, отказать такому человеку, который сплошь и рядом говорит, что действует от имени первого лица государства?
Французская вертолетная техника благополучно ржавеет в Чкаловске, и вряд ли кто-то будет возражать, что закупка вертолетного неликвида в Евросоюзе нанесла урон государству. Все-таки вертолеты нужны не только военным, которые на неопределенный срок остались без новых машин. Вертолеты — это и предприятия с высококвалифицированным персоналом, который будет невозможно восстановить в случае потери. Это и один из качественных отечественных экспортных товаров. Это и престиж страны, да и ее оборонная мощь в конце концов. И имиджевые потери для руководства России: все-таки больше всего подобные выходки «друга» дискредитируют именно Владимира Путина в глазах военных и населения. К тому же преступления, связанные с Леонидом Рейманом вышли уже на европейский уровень. Самые резонансные из них — это убийство совладельца «Мегафона» Леонида Рожецкина в Латвии, а также возбуждавшееся в Германии против Реймана уголовное дело по факту отмывании десятков миллионов долларов в немецком Commerzbank.
Трудно сказать, насколько сам Путин находится в курсе операций, проведенных «другом»-связистом от его имени. Но, кажется, бывшему министру сходит с рук все. Он даже не изобретает новых схем по выводу государственных денег под сомнительные «оборонные» проекты. После комбинации с закупкой ста «отверточных» вертолетов, экс-министр сразу же взялся реализовывать словно под копирку написанную аферу уже в области радиосвязи. Во всяком случае, на учениях «Кавказ-2012» Рейман был замечен недалеко от Путина с неким железным артефактом, который должен поставляться в войска под видом средств связи. Через этот металлический предмет, как выразился сам бывший чиновник, можно в мирное время даже послушать радио.
Одновременно по СМИ прокатился дорогостоящий вал заказных публикаций, рекламирующая портативную радиостанцию «Азарт П-1», как «уникальную», «не имеющую аналогов» и даже «лучшую в мире». Волна очень напоминала ту, которая сопровождала закупки якобы российских (а на самом деле — французских) «самых лучших в мире» вертолетов. А когда оказалось, что рации производит концерн «Ангстрем», на 95,95% принадлежащий структурам Реймана, последние сомнения отпали: «друг Путина» решил развести Министерство обороны повторно.
Для начала нужно сказать, что «Ангстрем» на разработку объединенной автоматизированной системы связи, например, получил госфинансирование через ВЭБ. Для бизнеса Реймана подобные операции характерны: схемы сводятся к покупке за государственные деньги у частных структур какой-то продукции, приобретенной ими тоже за государственные или привлеченные под госгарантии деньги.
Единственное, что не даст порадоваться военным — так это то, что в «подарке путинца» отнюдь не все так гладко, как казалось бы. Ядром радиостанции «Азарт П-1» является процессор с тактовой частотой до 1 ГГц, который, если поверить рекламе Реймана, является отечественной продукцией, выпущенной «Ангстрема» и зеленоградской компанией «Элвис» в соответствии с топологическими нормами 65нм.
Это вранье. Процессор для российской военной связи изготовлен на сугубо иностранных заводах. Потому что у нас же нет производств, способных выпускать такую технику в промышленных объемах. Вернее, они должны были бы быть, ведь параллельно с производством раций на «Ангстреме» строилась фабрика по выпуску чипов, но реально ее нет. А куда делись деньги на ее строительство — то один лишь Рейман знает. Пока что все чипы для станций делаются за рубежом, где нет никакой гарантии сохранения военной и коммерческой тайны. Но это не самое страшное – прочие комплектующие в «отечественной» рации также зарубежные. И если Реймана не остановить, то в случае войны потенциальному противнику ничего не стоит оставить российские войска без связи. Для этого достаточно просто прекратить поставлять детали от изделий.
По сведениям РБК daily, помимо портативной радиостанции «Ангстрем» должен также разработать и наладить поточное производство переносных и передвижных систем связи для военных. Вновь повторяется та же самая история, что и с вертолетами Eurocopter. Подобно вертолетам, гниющим в Чкаловске, в Зеленограде таким же образом ржавеет и прототип станции связи для нужд МО. Дорогой, красивый, разрекламированный и полностью «отечественный», в смысле, импортированный и снабженный патриотической наклейкой. Кто станет следующей жертвой после вертолетов и связи? У России, например, еще имеется ядерный щит. Такими темпами представляющийся «другом Путина» Леонид Рейман вскоре может начать продавать государству «уникальные» и «отечественные» баллистические ракеты, сделанные из тайваньского металлолома.