18+
  1. Луи Армстронг - отец современного джаза

Луи Армстронг - отец современного джаза

4 августа в 0.25 на телеканале Культура смотрите документальный фильм Луи Армстронг: 100-летний юбилей, снятый 5 лет назад. В фильме использованы отрывки выступлений Армстронга в разные периоды его жизни и воспоминания о музыканте джазовой певицы Полы Келли и трубача Уилсона Джеральда.

В США официальным годом рождения джаза считается 1917-й, когда вышла в свет первая пластинка с записью джаза в исполнении белых музыкантов. Джаз и есть культура XX века.

Авторы фильма поставили перед собой задачу сделать не биографическую ленту, а собрание редких документальных кадров, запечатлевших музыкальные события и уникальные аудиозаписи 1920-1950-х годов. По словам создателей, картина, помимо исторической ценности, представляет интерес и в музыкальном отношении, и придется по душе как начинающим музыкантам, так и знатокам.

В фильме собраны наиболее яркие фрагменты лучших выступлений Луи Армстронга: от самых первых в составе оркестра Джо Кинга Оливера, датированных 1922 годом, до последних записей, когда Армстронг выступал в основном как вокалист. Голос Армстронга не всегда был хриплым, да и играл он не на позолоченной трубе, а на скромном корнете, который по форме напоминает трубу, но имеет более сдержанный характер звучания. Молодой Армстронг ждет сольного выступления, в то время как оркестром Нью-йоркской филармонии дирижирует сам маэстро Бернстайн. Еще одна редкая документальная съемка: Армстронга объявляют вождем племени зулусов, его несут на троне из пальмовых листьев через всю сцену. Потом он достает корнет, и зал замирает. Чувство мелодии у Армстронга было исключительным. Когда играл Луи, привычный ход жизни останавливался, и объяснение этому одно: мир должен замереть, - рассказывает Уилсон Джеральд, азовый трубач и композитор.

В фильме звучит запись веселого марша When the Saints Go Marchin In, того самого гимна о святых, который по новоорлеанской традиции оркестр играет по дороге с кладбища. Это одна из немногих африканских традиций, сохранившаяся в Новом Свете. Фрагменты съемки, сделанной в Чикаго в 1923, запечатлели совместную игру Луи Армстронга и его учителя Джо Кинга Оливера в составе новоорлеанского Креольского джаз-банда. Луи Армстронг до конца своих дней считал этого, по его выражению, великого мастера раннего джаза человеком, которому он больше чем кому бы то ни было обязан своими профессиональными достижениями. Армстронг заинтересовал Джо Оливера своими импровизациями на трубе и запоминающимся хриплым голосом, который был результатом его хронической болезни лейкоплакии. Артист перенес несколько операций, но хрипотца так и осталась. Глуховато-гортанный голос Армстронга вызывал неоднозначную реакцию: его сравнивали то с железными опилками, то с растительным маслом на наждачной бумаге, то с грохочущей коробкой передач автомобиля, - рассказывал Оливер.

Армстронг пел в самых разнообразных жанрах: исполнял и шлягеры, и блюзы, и госпелы. Все чаще диски Армстронга становились бестселлерами. В 1963 году один из театров Бродвея принял решение поставить музыкальный спектакль Hello, Dolly!. Незадолго до премьеры продюсер решил, что неплохо выпустить в рекламных целях пластинку с записью заглавной песни. В декабре этого же года Армстронг записал Hello, Dolly!. В мае 1964 года песенка из Бродвейского мюзикла неожиданно для всех выбилась в лидеры американского чарта, потеснив группу Битлз. Диск разошелся тиражом полмиллиона экземпляров и стала самым продаваемым синглом 1964 года. За Hello, Dolly! Армстронг был удостоен Grammy в номинации Лучшая вокальная партия. На основе мюзикла в 1969 году был снят фильм с участием великого джазмена. Его партнершей по картине стала восходящая звезда Барбара Стрейзанд, они дуэтом исполнили одноименную композицию, которая также вошла в документальный фильм.

Его обаяние сыграло в сценическом успехе не меньшую роль, чем его талант и фанатичная работоспособность, - рассказывает джазовая певица Пола Келли. Улыбчивый, вежливый, приветливый, старающийся при каждом удобном случае пустить в ход свою фирменную улыбку, он стремился решить миром любой конфликт. Будучи уже звездой и проводя почти все время в изнурительных гастролях, он стеснялся пользоваться личным автомобилем и ездил с остальными музыкантами в автобусе. В последние годы жизни Армстронг много гастролировал, записывался, принимал участие в многочисленных телевизионных шоу. Пола Келли вспоминает, как об одном из них он написал: Я был на шоу Дины Шор. Очень устал. Но каждый раз, когда я вижу, как люди улыбаются, понимаю, что поступаю верно. Луи Армстронг умер 5 июля 1971 года.

Итак, смотрите сегодня, 4 августа, в 0.25 на телеканале Культура документальный фильм Луи Армстронг: 100-летний юбилей.

Александр Герасимов, обозреватель отдела Культура и СМИ электронной газеты Век.