После того как Макрон выложил миллиарды евро, чтобы успокоить уставших от высокой стоимости жизни французских граждан, движение Gilets Jaunes раскололось. Но еще много тех, кто выходит на улицы, в прошлый уикенд их было по всей Франции около 50 тыс. человек. Сдержать беспорядки оказалось трудной задачей. С помощью автопогрузчика бунтовщики вломились в офис министра, который сбежал через заднюю дверь. Некий бывший боксер был арестован за избиение полицейского.
Характеристика Макрона во время президентской кампании предполагала в будущем жесткую игру в духе политика, приверженного поддержанию правопорядка. Премьер-министр Франции Эдуард Филипп пообещал в субботу применить силы безопасности численностью 80 тыс. человек для сдерживания очередного раунда протестов и предложил новые законы и лучшее оснащение для подавления движения «желтых жилетов». Если учесть успехи крайне правых, выявленные при опросе французов, то понятно, почему Макрон и его министры выбрали такую тактику. Но закручивание гаек не является долгосрочным решением проблемы.
Еще более неудобен вопрос о том, почему в обществе до сих пор имеет место поддержка движения Gilets Jaunes, которая составляет, по данным некоторых СМИ, около 55%, несмотря на распространенное сочувствие осаждаемым сотрудникам французской полиции. Корни кризиса очевидно глубоки, лежат в ослаблении экономики, и существует опасность ответного удара со стороны более жесткой силы.
Реальной игрой Макрона должна быть политика, а не контроль за соблюдением правил. Все предупредительные сигналы общественного недовольства в прошлом году должны были быть учтены на местном и региональном уровнях, но они были или пропущены или неверно поняты, что неудивительно, если президент считает себя подобным Зевсу. Есть ощущение, что существующий между избирателями и пребывающими на Олимпе технократами вакуум никуда не исчезает.
Политикам, стоящим в политической иерархии ниже Макрона, не удалось считать информацию. Тысячи людей, для которых стоимость бензина составляет значительную часть расходов, еще в начале 2018 года протестовали против понижения скоростных ограничений на французских дорогах. Предложенное повышение налогов на топливо удвоило их возмущение. Протесты, которые должны были перерасти в насилие, чтобы заставить политику развернуться в обратном направлении, свидетельствуют о наличии проблемы. Во Франции нет промежуточных выборов, которые могли бы завладеть вниманием лидера.
Требуется работа на парламентском уровне, чтобы восстановить контакт с избирателями. Партия Макрона En Marche обеспечила ему подавляющее большинство в 2017 году, укрепив старую двухпартийную систему и введя в политику большое количество новичков. При этом было сделано не так много для поддержки тех, кто находится за пределами основного среднего класса в городах.
Один из законодателей, сочувствовавший «желтым жилетам» в ноябре, до того, как их движение приобрело насильственный характер, по имеющимся сообщениям, критиковал высшее руководство партии. Это было упущенной возможностью лучше понять обоснованное недовольство протестующих.
Франции исторически более свойственно «играть в догонялки» с общественными беспорядками, нежели предупреждать их. Стране привычен образ выходящего на улицы полувоенизированного полицейского.
По правде говоря, городская партизанская тактика «желтых жилетов» застала власти врасплох, и это тот случай, когда нужно усиливать безопасность. Но если Макрон действительно хочет показать всей стране лучший путь продвижения, то эффективная политика для этого лучше, чем железный кулак.