Еще 14 марта в России были закрыты все 850 ресторанов данного не в меру раскрученного бренда, и вот 16 мая из этого на удивление популярного в РФ заведения общепита прошла информация о том, что McDonald's намерен продать весь свой «портфель ресторанов» в нашей стране «местным покупателям».
В фастфуд-компании заявили о том, что «гуманитарный кризис», который был вызван событиями на Украине, а также «ускорение неопределенности в бизнес-среде» привели McDonald's к выводу, что дальнейшее владение бизнесом в России более «не целесообразно» и не соответствует ценностям компании. В McDonald's подчеркнули, что новым владельцем не может быть использован логотип, название, брендинг и меню, но это не помешает McDonald's «сохранить» свои товарные знаки в России. В фастфуд-компании дали понять, что позаботятся о том, чтобы «сотрудники не потеряли» свои места при новом владельце.
Накануне стало известно, что McDonald's продает свой бизнес в России предпринимателю Александру Говору, которого в отечественном бизнес-сообществе сегодня позиционируют как 62-летнего олигарха из Кузбасса. Говор является крупнейшим франчайзи этой американской компании в нашей стране. Так, 25 ресторанов быстрого питания в Сибири принадлежат компании ООО «ГиД» из Новокузнецка, специально созданной в 2014 году для управления сетью McDonald's, а единственным ее учредителем как раз и является «олигарх из Кузбасса» Александр Говор.
Так что эти рестораны вновь заработают в России уже в июне. Примечательно, что весь ассортимент должен сохраниться, однако названия блюд, которые продают в «макдаке», уже будут другими. Как заверил общественность глава Минпромторга Денис Мантуров, государство окажет новому собственнику содействие в налаживании работы.
Напомним, что McDonald's - это не первая ласточка, вернувшаяся в нашу страну в «новом обличье». Около 200 западных компаний после 24 февраля заявили об уходе из России или притормозили работу в нашей стране. Впрочем, во многих случаях это оказалось пустыми словами, поскольку в Россию в ближайшее время могут вернуться не менее 35 иностранных брендов.
Отметим, что на данный момент некоторые компании начали искать покупателей для российских сегментов бизнеса. Так, датская Carlsberg Group собирается продать российские активы турецкой Efes, а известный голландский бренд Heineken тоже ищет покупателя. Немецкая фирма ОВI передает свои активы в России местному инвестору, и в Москве уже открылись ее первые магазины со «старым» наполнением.
Финский концерн Valio продает компании «Велком» российские активы и марку «Виола». Французская Renault передает институту НАМИ 68% в капитале «АвтоВАЗа», а свою долю в заводе «Рено-Россия» - правительству Москвы.
Немецкая Kontinental в Калуге просто взяла и возобновила производство шин, а канадская Colliers International сменила бренд на Nikoliers и вернулась на рынок консалтинга. Испанская Inditex (бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Utergue, Pull&Bear и Ousho) вновь планирует открыться, но сроки пока неизвестны, а вот японская розничная сеть повседневной одежды «для всех» Uniqlo собирается начать работу уже в августе текущего года.
Намерена вернуться и американская кинокомпания Warner Bross, правда, пока неизвестно, когда и каковы будут новые условия в новых реалиях. Более того, даже некоторые IT-корпорации (Microsoft, IBM и Adobe), которые публично отказались от работы в России, позже заявили о «сохранении поддержки продукта» в школах, больницах и на объектах социальной инфраструктуры. Кстати, вот и IKEA после «настройки логистики», скорее всего, вернется в РФ с полным ассортиментом своих товаров.
Большинство иностранных компаний, ушедших с российского рынка, на самом деле отправили своих сотрудников в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуска. Так что все эти фирмы постепенно либо будут возвращаться к работе, либо уже возвратились. Ведь у всех у них имеется персонал, а что касается аренды торговых точек, то она оплачивается до сих пор. Так что перспектива потерять российский рынок и потраченные на его развитие вложения, естественно, не может радовать все эти мегакомпании. Поэтому иногда они возвращаются. Бизнес есть бизнес, ничего личного.