В федеральном ведомстве, курирующем качество предоставляемых россиянам медицинских услуг, огласили результаты проверок за прошлый год. Ревизоры выясняли, насколько качественные и безопасные услуги могут получить клиенты больниц и поликлиник разной формы собственности – как государственного и местного подчинения, так и коммерческих. Выяснилось, что различные отклонения имеются в работе 44,7% заведений. При этом более 2 тысяч больниц и медцентров попались непосредственно на низком качестве услуг и проблемах с их доступностью.
По мнению завкафедрой управления и экономики здравоохранения ВШЭ Сергея Шишкина, проблемы с доступностью медицинской помощи чаще всего являются следствием дефицита в глубинке медиков, занятых в звене первичной медико-санитарной помощи. Педиатры и терапевты в силу низких зарплат не желают трудиться в поликлиниках, а те, что есть, в 55% случаев обращений не предоставляют пациентам полноценную консультацию, а выдают им направления к врачам узкого профиля. Под кабинетами последних в результате скапливаются огромные очереди. Шишкин отмечает, такая ситуация противоречит современной мировой практике – в западноевропейских государствах 80% обратившихся к врачам общей практики пациентов получают лечение у них же.
Глава фонда «Здоровье», член Общественной палаты Эдуард Гаврилов согласен, что большинство проблем с доступностью медицинской помощи исчезнет, если муниципальные и государственные клиники будут укомплектованы полноценными штатами участковых. Пока же в среднем занято всего 60% таких штатных единиц.
В Росздравнадзоре указывают, недоработки медиков нередко оборачиваются не только созданием очередей, но и более серьезными нарушениями. В 555 случаев пациенты не получили бесплатные услуги, гарантированные законом. Еще в 446 больные получили отказ в медицинской помощи как таковой. Отклонения от стандартов ведомство выявило в среднем дважды за одну проверку – 2,6 тыс. нарушений на 1,2 тыс. ревизий. При этом в 1,9 тыс. случаев больным без оснований не выполнялись процедуры, которые являются широко востребованными. Примером таких услуг, предоставление которых не должно обсуждаться, президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский называет направление на консультацию к кардиологу больных, перенесших инфаркт миокарда.