Британские международные школы лидируют в переключении внимания на новые рынки в поисках стабильных источников выручки. В 2019 году образовательная консалтинговая компания Cairneagle констатировала, что 80% школ, которые планируют открыть британские учебные заведения, находятся в Китае. В январе этот показатель снизился до 15%.
Планы экспансии подпитываются растущим спросом на услуги международных частных школ. Их сети расширяются в странах с развивающейся экономикой с молодым населением и растущим уровнем доходов, таких как Индия, Вьетнам и Нигерия, а также в Японии и на других более устоявшихся рынках.
По словам Хорхе Амиролы, партнера компании Cairneagle, зарубежные кампусы британских независимых школ относятся к премиальному сегменту растущего рынка коммерческих международных школ. Их конкурентами являются корпорации, финансируемые частным капиталом, такие как Inspired Education, которые управляют более чем 90 школами в десятках стран, а также известные европейские и американские бренды, такие как базирующаяся в Мадриде SEK Education Group.
В последние годы глобальные поставщики образовательных услуг расширились в большинстве регионов. По данным Cairneagle, с 2017 года кампусы международных групп частного школьного образования в Латинской Америке выросли в числе более чем в три раза, до 82 в прошлом году.
По мнению аналитиков, смещение акцентов с КНР продолжится. Многие школы «полностью приостановили свои планы» в Китае после периода стремительного расширения, сказал Амирола. По данным ISC Research, за последнее десятилетие рост в Китае привел к четырехкратному увеличению доходов частных школ Великобритании от платы за обучение.
Несмотря на то, что в целом уход из Китая оставляет меньше возможностей, компания ISC Research, предоставляющая данные об образовании, сообщила, что в следующем учебном году откроется 26 международных школ, 17 из которых – британские. Среди них кампусы Брайтонского колледжа, Uppingham и Reigate Grammar во Вьетнаме, King's School Canterbury в Камбодже и Malvern College на Барбадосе.
Зарубежные кампусы британских частных школ в основном выстроены по следующей модели: дочерняя компания британского учебного заведения получает 2-6% годовой выручки от лицензированного местного оператора, а затем передает их британской школе, которая, будучи зарегистрированной в качестве благотворительной организации, не может получать прибыль.
Эксперты обращают внимание, что около половины компаний, управляющих британскими школами по всему миру, изначально были застройщиками. «Они начинали с того, что ничего не знали о школах, но британские бренды обучили их», – отметил Амирола.