Компании, занимающиеся предоставлением микрозаймов, активно вносят в договора с клиентами пункты, в которых прописывается оказание дополнительных платных услуг. Активнее всего такие манипуляции проводят кредиторы, оформляющие ссуды дистанционно, заявили аналитики портала Zaim.com. Порядка 33% микрофинансовых и 25% микрокредитных компаний так или иначе включают в соглашения с гражданами дополнительные услуги, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на исследование.
Эксперты констатируют, при навязывании услуг заимодатели не церемонятся – как правило, они прилагают к кредитному соглашению дополнительную электронную форму, в которой уже проставлены галочки напротив ряда услуг. Если даже клиент обнаружил отметки и удалил их, они могут быть автоматически восстановлены. Форма автоматически прикрепляется к основному соглашению и отправляется от имени заемщика. Кроме того, на ряде порталов практикуется ограничение времени, отведенного на заполнение заявки. В таком случае клиент не успевает прочесть раздел о дополнительных услугах и отказаться от них.
Также, говорится в документе, микрофинансовые организации нередко заявляют, что ссуда является беспроцентной, однако на практике оказывается, что услуга беспроцентного использования кредита стоит от 3 тыс. до 6 тыс. рублей, которые автоматически списываются с карту заемщика. Также клиентам по умолчанию подключается СМС-информирование, которое стоит до 150 рублей в месяц, и навязывается некая юридическая поддержка по цене до 850 рублей в месяц. Столько же могут снять за якобы ускоренное предоставление займа. Еще в 1 тыс. рублей заемщику обойдется запрос его кредитной истории. 10% от тела ссуды составит комиссия, а еще 5% - плата за создание электронного кабинета, через который должник сможет выплачивать кредит.
Аналитик Zaim.com Маргарита Гвоздева говорит, как правило, дополнительными услугами злоупотребляют малые компании, но иногда их навязыванием занимаются и крупные игроки, которые лишились значительной части доходов после введения Центробанком новых правил микрокредитования.