В нижней палате парламента накануне был зарегистрирован законопроект, предусматривающий поправки в федеральный закон о рекламе. Авторами инициативы стали представители Либерально-демократической партии. Проект нацелен на упорядочивание рекламы услуг микрофинансовых компаний. Депутаты полагают, что в рекламных материалах кредиторы обязаны четко указывать, под какой процент годовых одалживают деньги, а также размещать сведения обо всех платежах, формирующих реальную стоимость кредита для клиента.
Один из авторов проекта Михаил Дегтярев говорит, сегодня распространены рекламные тексты, в которых вместо ставки годовых говорится о процентах, которые надлежит уплатить за один день пользования кредитом. Заявленные невысокие проценты дезинформируют граждан и побуждают их оформить невыгодные займы, считает парламентарий.
Думский комитет по финансовому рынку с инициативой солидарен. Его председатель Анатолий Аксаков говорит, россиянам следует предоставлять рекламу с достоверными сведениями, в том числе с процентами годовых. Центробанк предложение не комментирует, обещая ознакомиться с ним сразу же после передачи текста в регулятор.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что микрофинансовые организации игнорируют требования действующей редакции закона о рекламе, что подтверждается данными Федеральной антимонопольной службы. Их число в ведомстве не озвучивают.
Представители МФО инициативу критикуют. Главный исполнительный директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов говорит, в наибольшей степени ограничения затронут организации, которые выдают краткосрочные кредиты категории «займы до зарплаты». Сам формат работы таких организаций не предусматривает выдачу займов на длительный период, следовательно, клиенту достаточно знать, сколько он заплатит за день либо месяц пользования кредитом. Гендиректор МФК «Мани Фанни» Александр Шустов говорит, россияне в целом уже достаточно точно представляют, какие риски сопряжены с микрозаймами, и какова их реальная цена. А директор сервиса онлайн-кредитования “Е заем” Светлана Гайдукова считает, что ужесточать требования к рекламе следует одновременно и для банков, и для микрокредиторов.