В понедельник, 18 декабря, министр выступал на Совете законодателей в Госдуме, обсуждая бюджетную устойчивость субъектов РФ. В последние годы многие регионы влезли в серьезные долги. Это сейчас одна из основных проблем. С одной стороны, по словам министра, ситуация улучшилась, поскольку пик кризиса пройден. Есть рост экономики, по итогам 2017 года ожидается получение сверхплановых доходов регионами на 750 млрд. рублей, и эти деньги пойдут на выполнение обязательств субъектов Российской Федерации.
Но есть и отстающие регионы, которые портят статистику и в отношении которых в будущем году может быть введено казначейское сопровождение. Фактически – внешнее управление. В числе таких Силуанов назвал Хакасию, которая по соотношению госдолга к размеру республиканского бюджета уже находится на грани банкротства. «Целый ряд регионов нарушает бюджетное законодательство, не выполняет свои обязательства, не выполняет соглашения, которые сами же подписывали. Во многом это происходит из-за низкого качества управления государственными финансами. Это приводит к тому, что растет долг, растут обязательства, «кредиторка» растет. Я, кстати, назову два региона - это Мордовия и Хакасия, которым надо очень серьезно заниматься своими управленческими решениями, чтобы не доводить финансы регионов «до ручки», - заявил Силуанов.
В Хакасии не спорят, что положение в республике серьезное. По последним данным, госдолг РХ превысил 24 млрд. рублей. Динамика его роста приводит в шок. Еще в 2008 году Хакасия была должна всего 615 млн. рублей. И с того момента ежегодно увеличивает госдолг в 1,5-2 раза. В конце октября депутаты Верховного Совета РХ обращались в правительство РФ и Госдуму с просьбой о помощи. Госдолг региона давно перерос собственные доходы. Причем, большая часть этой суммы – коммерческий долг. Однако депутаты указывают на то, что Хакасия увязла в кредитах по не зависящим от нее причинам. Сказываются колебания рыночных цен на уголь и металлы, от которых зависит наполняемость бюджета Хакасии. Кроме того, регион жалуется на то, что теряет доходы из-за изменений в федеральном законодательстве. «Ранее проведенные налоговые реформы, в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, привели к тому, что за прошедшие годы Хакасия потеряла более 10 млрд. рублей», - пояснили «Веку» в пресс-службе Верховного Совета Республики Хакасия.
Перспективы тоже мрачные. Потери консолидированного бюджета Хакасии в 2017-2020 годах из-за уменьшения отчислений в бюджеты регионов по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты, составят ежегодно порядка 750 млн. рублей. А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих в Хакасии инвестиционные проекты, в связи с действием ФЗ №144 приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд. рублей. Добавим, что бюджет Хакасии на будущий год принят со следующими параметрами: доходы - 26,3 млрд. рублей, расходы – 27,687 млрд. рублей. Дефицит составит 1,3 млрд. рублей.
Больше половины бюджета это, естественно, социальная сфера. Около 7 млрд. рублей уйдет на образование, более 2 млрд. рублей – на медицину. Соцподдержка отдельных категорий граждан - почти 7 млрд. рублей. Примерно столько же получат муниципалитеты республики. «Состояние и перспективы совершенствования межбюджетных отношений – это важнейший вопрос. О справедливых межбюджетных отношениях между федеральным центром и регионами мы говорим уже давно. Эту тематику не раз затрагивал президент России, у всех нас есть понимание того, что справедливые межбюджетные отношения - это залог стабильности регионов, а, значит, и России». Так звучат официальные комментарии председателя ВС РХ Владимира Штыгашева по итогам совещания в Госдуме.
Между тем, новостные агентства приводят и другие слова Штыгашева, сказанные не под протокол. Они уже не такие сдержанные и политкорректные. Их общий смысл: Силуанову стоило бы подтянуть свои знания в экономике, прежде чем обвинять Хакасию. Ведь это именно федерация высасывает из регионов все соки, а потом негодует, когда нет денег, например, на исполнение тех же «майских указов» президента РФ. А при существующей политике Минфина идет «ограбление» регионов. И именно такое отношение загоняет субъекты РФ в долги.
«В Хакасии налоги на прибыль не платятся, налог на добычу полезных ископаемых благодаря правительству и двум палатам Федерального Собрания не платится. Ну, ладно, Хакасию ограбили или еще 17 субъектов Федерации. А самое главное: ведь ограбили и Россию. В РФ ни копейки этих денег не поступает, все идет в офшоры сразу. Вот эти так называемые коммерческие кредиты. Что, субъекты, губернаторы захотели их взять? Да нет, это с разрешения Минфина. Доля бюджетных кредитов и коммерческих должна хотя бы соответствовать 50/50. Нам этих бюджетных кредитов не давали. Посчитали, что мы Кувейт или Саудовская Аравия. И нас гнали туда: «Вон туда идите, в коммерческие банки», - негодует законодатель.
Исполнительная власть РХ, разумеется, позволить себе такие резкие высказывания не может. Глава Хакасии Виктор Зимин в ноябре заявлял, что с федеральным центром сейчас идет плодотворная работа и республика добилась финансовой помощи. Потому ожидается, что на начало 2018 года госдолг региона сократится сразу в три раза. «Увеличение госдолга произошло по объективным причинам. Основными налогоплательщиками в Хакасии являются угольные и алюминиевые предприятия. Из-за падения в 2012-2013 годах мировых цен на металл и уголь в республике снизилась собираемость налога на прибыль. Также повлияли авария на Саяно-Шушенской ГЭС и необходимость направлять средства на ликвидацию последствий землетрясения, наводнений и пожаров. Не все затраты покрывались за счет федерального бюджета. Но сейчас мы можем говорить, что выровняли ситуацию с государственным долгом и вскоре войдем в нормальный режим». «Век» будет следить раз развитием ситуации.