Белый дом намерен пролонгировать соглашение с основными производителями нефтепродуктов о моратории на подорожание бензина и солярки на оптовом и розничном рынке до лета, заявил накануне профильный зампред правительства Дмитрий Козак. За это время Евразийский экономический союз должен будет отработать процедуру выдачи лицензий на поставки нефти и топлива. Последние придут на смену заградительным пошлинам.
Возможность введения таких пошлин озвучивалась правительством как способ воздействия на нефтяников, если те начнут экспортировать большие объемы нефтепродуктов, что приведет к дефициту либо подорожанию топлива на внутреннем рынке. Впрочем, признал в беседе с «Известиями» представитель вице-премьера Илья Джус, заградительные пошлины пагубно сказались бы на рентабельности нефтеперерабатывающего комплекса. Лицензии на поставки топлива за рубеж планируется выдавать всем участникам рынка, однако при условии обязательной поставки ими оговоренных объемов бензина и солярки на отечественный рынок.
Кроме того, нефтяникам начнут выплачивать компенсации за поставки топлива на внутренний рынок в периоды, когда его стоимость на внешних рынках будет составлять более 51 тыс. рублей за тонну. Сейчас компенсации предусмотрены при котировках на уровне 56 тыс. рублей за тонну. Замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов говорит, фактически компенсации не были затребованы, поскольку на внешних рынках бензин столь существенно не дорожал.
По словам Джуса, окончательное согласование моратория на повышение цен на топливо Козак обсудит с участниками рынка до открытия Красноярского форума, который он посетит. Мероприятие стартует 28 марта. Напомним, срок действия предыдущего соглашения истекает 31 марта. По мнению управляющего партнера компании «Петролеум Трейдинг» Максима Дьяченко, острой необходимости в продлении моратория нет. На оптовом и розничном рынке имеются достаточные объемы топлива, а крупные потребители сформировали запасы на случай резкого скачка цен. А главный экономист агентства VYGON Consulting Сергей Ежов* полагает, что договоренности о стабилизации цен позволят избежать традиционного для весны сезонного подорожания топлива.