Аферисты, входящие в доверие к россиянам с целью получения доступа к банковским карточкам, нарастили использование одной из наиболее эффективных схем – звонка с номера, имитирующего реальный телефон кредитной организации. Об активном применении механизма говорят собеседники «КоммерсантЪ» в ведущих финучреждениях. На экране смартфона потенциальной жертвы отображается номер банка. Мошенники представляются сотрудниками кредитной организации и утверждают, что некто пытается завладеть деньгами клиента. Затем якобы с целью предоставления защиты у жертвы узнают конфиденциальные данные карты, после чего имеющиеся на ней деньги снимают.
Участники банковского рынка говорят, если раньше в колл-центры ежедневно обращалось несколько жертв схемы, то, начиная с прошлой недели, - десятки человек. Параллельно мошенники применяют схему и в реверсном направлении: якобы с номера клиента звонят в банк и запрашивают баланс карты и детали последних транзакций. Эта информация затем озвучивается клиенту уже от имени банка, повышая тем самым доверие к мошенникам.
О деятельности телефонных мошенников клиентов уже предупредили «Райффайзенбанк» и «Юникредит-банк». Глава отдела информационной безопасности «Райффайзенбанка» Денис Камзеев добавляет, владельцам карт также напомнили правила использования банковских приложений и сервисов. В Центробанке о новой схеме аферистов осведомлены, и намерены бороться с ней как в технологической, так и правовой плоскости. Алгоритмы, которые лишат мошенников возможности подменять номера, нарабатываются при участии сотовых операторов и Минкомсвязи.
Об актуальности проблемы подмены аферистами банковских номеров в ходе «Уральского форума» говорили специалисты «Сбербанка», «Внештогбанка» и банка «Санкт-Петербург». По мнению руководителя департамента информационной безопасности последнего Анатолия Скородумова, наиболее действенный механизм борьбы со схемой – запрет на замену реального номера звонящего на банковский. Ввести такую блокировку следует сотовым операторам. Директор дирекции по информационной безопасности ПАО «Вымпелком» Александр Голубев подтвердил, проблема подмены номеров существует, однако сейчас такие манипуляции прекращаются в ручном режиме.