На сайте госзакупок сказано, что средства должны быть направлены на выполнение работ «по проведению комплексного анализа и разработке дизайн-проектов благоустройства улиц и общественных пространств в отношении мероприятий, реализуемых в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие городской среды» в 2018 и 2019 годах».
Оказалось, что по сравнению с предыдущими годами в этом тендере заказываемый мэрией объем работ сократился почти вдвое, а стоимость их выросла почти в 2,5 раза. Корреспондент «Медузы»* попытался выяснить, почему так произошло. Ответа он не получил, а тендер неожиданно был отменен.
Газета «Век», в свою очередь, направила письмо заместителю руководителя департамента капитального ремонта города Москвы - руководителю контрактной службы Эльмире Султановой с просьбой прояснить ситуацию. От нее нас запросом отправили в пресс-службу мэрии, которая, в свою очередь, переадресовала нас к пресс-секретарю мэра Москвы Гульнаре Пеньковой. Впрочем, на наши вопросы чиновники так и не ответили
Стоит отметить, что ранее подобными работами по благоустройству города занималось консалтинговое бюро «Стрелка», которое принадлежит миллиардеру Александру Мамуту.
В прошлом году «Стрелка» заключила с московскими властями контракт на 890 млн. рублей. Деньги должны были пойти на «разработку концепции и стандартов благоустройства объектов инфраструктуры зон отдыха Москвы».
Правда, справедливости ради надо заметить, что не все проекты «Стрелки», касающиеся благоустройства столицы, оказались реализованными. Так, например, планировалось, что Лубянская площадь будет вымощена плиткой, станет полностью пешеходной, а около здания Центрального детского магазина (бывший «Детский мир») появится фонтан. Потом выяснилось, что из-за подземных коммуникаций воплотить грандиозные планы в жизнь будет невозможно. Что мешало мэрии посоветоваться в известном здании на Лубянке до того, как заказывать проект переделки площади, неизвестно.
Тем не менее, два года назад «Стрелка» стала победителем конкурса на разработку методических рекомендаций для реализации программы «Моя улица». Бюро также занималось разработкой концепции благоустройства улиц в 2016-2017 годах. Сумма контракта составляла 922 млн. рублей.
В то же время сотрудничество «Стрелки» с московскими властями не обошлось без скандалов. По информации РБК, в 2015 году ОНФ счел подозрительным контракт между мэрией Москвы и «Стрелкой» по реализации программы «Моя улица». По мнению Общероссийского народного фронта (ОНФ), конкурс был проведен таким образом, что победить в нем могла только «Стрелка».
Прежде всего, представители ОНФ сочли странным, что регистрация желающих принять участие в конкурсе началась в выходные перед новогодними праздниками, 27 декабря, а фактически сразу после новогодних каникул, 16 января, прием заявок был завершен. Как следствие, в конкурсе смогла принять участие только «Стрелка», которая полностью соответствовала всем требованиям. В отсутствие других претендентов она же была признана победителем. Также в ОНФ сочли необоснованной цену за исполнение контракта. Например, по техзаданию 315 млн. рублей выделялось на разработку брендбука, а оставшиеся 607 млн. рублей пошли на сопровождение заказа по соблюдению его исполнения. «Фронтовики» сочли, что заказ можно было выполнить и за гораздо меньшие деньги.
Возникли вопросы и к численности исполнителей. Так, согласно техзаданию 126 человек должны были заняться анализом проблематики благоустройства улиц, в задачу 59 человек входила разработка типовых элементов благоустройства. А вот в аудиторских работах было задействовано 511 сотрудников. Впрочем, «Стрелка» смогла отстоять свою позицию. И до обращения в правоохранительные органы, как грозились сделать представители ОНФ, дело так и не дошло.
Тем не менее, как заявил «Веку» сопредседатель ОНФ, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, «проверка госзакупок остается приоритетом в нашей деятельности и контроль за ними будет ужесточен».
Что касается несостоявшегося контракта на более чем 2,2 млрд. рублей, можно, конечно, поблагодарить коллег за сохранность средств столичного бюджета. Но надо отдавать отчет, что этот «бой» выигран временно. Существует множество других способов и хитрых схем как правильно, с должной для себя выгодой провести нужный тендер. Так что история про 2,2 млрд. рублей, вероятнее всего, будет иметь продолжение.
Тем более, что столичные власти уже заявили: из московского бюджета на благоустройство в ближайшие три года будет потрачено более 138 млрд. рублей, в том числе на программу «Моя улица» за 2018-2020 годы уйдет 93,27 млрд. рублей. Примечательно, что проект бюджета, внесенного в Мосгордуму, стал известен уже после отмены тендера на разработку концепции благоустройства улиц.
Получается, что власти еще не имеют проекта, но уже знают, сколько собираются потратить на новую плитку. Ну, и, следуя московской практике, наглядно продемонстрированной в «Зарядье», расходы, по идее, должны оказаться выше планируемых, раз уж только затраты на проектирование закладываются в разы большие, чем раньше.